top of page
  • Фото автораShishkin_like

Бизнес-империя Нурлана Смагулова


58-летний основатель Astana Group, куда входят «Астана Моторс», сеть ТРЦ MEGA и другие компании, занимает девятую строчку в рейтинге богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes.kz. Его состояние оценивается в 810 млн долларов США. В рейтинге «Рантье Казахстана-2022» Смагулов занял первое место, обогнав даже Тимура Кулибаева. У последнего коммерческая площадь больше, а выручка — меньше.

А ещё он коллекционирует предметы искусства и строит Almaty Museum of Arts. В этом году презентовал документальный PR-фильм «На драйве», автором которого выступил известный российский журналист Андрей Лошак.

Не будучи приближенным к семье Назарбаева (откуда происходит большинство олигархов Казахстана), он, тем не менее, получал и получает господдержку, хоть это иногда «очень дорого», как он посетовал в беседе с Лошаком. Речь идёт о ситуации с девальвацией 2015 года, случившейся во время стройки одного из ТРЦ. Тогда он «пошел просить деньги у правительства» и ему дали их из ЕНПФ под 18,5% годовых. Сейчас Банк развития Казахстана финансирует несколько его проектов, один из которых под 9% сроком на 10 лет.


Наш редактор Маргарита Кунцевич решила изучить активы Смагулова, а также поинтересовалась госпомощью его компаниям и госконтрактами.


Часть 1: Краткая история госфинансирования проектов Смагулова


Часть 2: Госзакупки


Часть 3: Основные компании бизнес-империи



Часть 1: Краткая история госфинансирования проектов Смагулова


После девальвации 2009 года государство оказывало финансовую помощь в рамках антикризисной программы поддержки бизнеса. По линии «Самрук-Казына» «Астана Моторс» получила займ под 12,5% годовых для торгового финансирования, а «Зерновая Индустрия» под инвестиционные проекты получила длинные и относительно недорогие деньги по линии нацхолдинга «КазаАгро» (рассказывал Смагулов Курсиву). Отметим, что «КазАгро», в 2021 году вошло в НУХ «Байтерек». В 2014 году бизнесмен продал сельхоз актив с прибылью около 30 млн долларов США.

Тогда же мажилисмен Нуртай Сабильянов призвал прекратить субсидирование сети ТРЦ MEGA в рамках программы посткризисного восстановления, по его мнению, программа не влияла на экономику положительно.


В 2012-2013 годах «Меги»: Alma-Ata, Astana, Shymkent и Aktobe — получили поддержку на 3,1 млрд тенге. Средства использовались для уменьшения ставки по кредитам. Впоследствии компания ходатайствовала исключить первые два ТРЦ из списка субсидируемых. Но от помощи ТРЦ в Актобе и Шымкенте Смагулов не отказался, поскольку сроки их окупаемости из-за девальвации были увеличены с 10 до 17 лет.


Отметим, что «Меги» — Aktobe, Shymkent и Astana — потом были проданы, — бизнесмен изыскивал средства на строительство MEGA Silk way в Астане, который должен был открыться перед EXPO, а кредитных средств в тенге не хватало уже из-за девальвации 2015 года. Причём, изначально государство выделило на строительство этого объекта 36 млрд тенге из Нацфонда под 3% на 16 лет. И тут снова помогло.


Финансирование Банком развития Казахстана (БРК)


Возвращаемся к теме взятых из ЕНПФ 15 млрд тенге под 18,5%. Примечательно, что тогдашний председатель правления БРК Болат Жамишев утверждал, что банк выдал кредит Astana Group под 16,5%, взяв средства из ЕНПФ под 15%.

Для БРК заёмщиком в этой ситуации выступил «Байтерек Девелопмент» (позже влился в структуру теперешней Казахстанской жилищной компании), поэтому Astana Group должна была не ЕНПФ напрямую, а «Байтереку». Известно, что к началу 2019 года из 15 млрд было возвращено больше 10 млрд тенге.

На сайте БРК этот проект отсутствует в списке финансируемых - пенсионные, пригодившиеся для строительства MEGA Silk way, Смагулов вернул. Первый займ на этот ТРЦ (см. выше: 36 млрд тенге) он обещал погасить в течение 9 лет, сообщал Forbes.kz 4 года назад.

Сейчас оба займа погашены, уверили нас в Astana Group: для погашения кредитов перед БРК, компания кредитовалась у БВУ под 19,75%.


Сейчас БРК финансирует 4 проекта:


Завод по производству автомобилей Hyundai (ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan»). При общей стоимости проекта31,8 млрд тенге, участие заёмщика —7,4 млрд тенге, БРК — до 17 млрд тенге, «Фонда развития промышленности» «дочка» БРК) — 7,4 млрд тенге. Ставка: 8,27% (12,76 млрд) до 15 лет, 8,48% (4,24 млрд) до 3 лет. Источник финансирования: республиканский бюджет. Соглашение подписано в 2020 году.


Еще два проекта ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» — на предэкспортное финансирование производства авто (кредитная линия БРК – 17 млрд тенге, ставка 6,4% годовых на 3 года, собственное участие заёмщика не предусмотрено) и на предэкспортное финансирование для приобретения машинокомплектов и автокомпонентов для производства и реализации автомобилей в Узбекистане (возобновляемая кредитная линия — 17 млрд тенге, ставка 15,6% годовых до 28.12.2023, собственное участие заёмщика не предусмотрено). Соглашения о займах были заключены в 2020 и 2021 годах соответственно. В первом случае БРК привлекает средства (в т.ч. из Нацфонда), а во втором использует собственные.


Строительство завода (ТОО «Astana Motors Manufacturing Kazakhstan») по производству легковых автомобилей китайских марок. При стоимости проекта 115 млрд тенге, участие БРК — 91,3 млрд тенге, участие заёмщика — около 23,7 млрд. Ставка вознаграждения — 9% (комиссия за риски по банковской гарантии 3% годовых). Срок кредита, соглашение о котором подписано в этом году — 10 лет.



Часть 2: Госзакупки


По информации реестра Adata, на июль 2023 года Нурлан Смагулов по первому уровню связей является владельцем или совладельцем пары действующих компаний, активно участвующих в госзакупках с общей суммой контрактов почти на 1 млрд тенге. Подавляющее большинство соглашений заключено в результате закупа из одного источника.


У холдинговой компании Mygroup.Inc. 675 госконтрактов и дополнительных соглашений к ним на сумму 568 млн тенге. Налоги — почти 1,5 млрд тенге с 2015 года. Основной заказчик по сумме — акимат Костанайской области, который закупил услуги, связанные с техобслуживанием авто и обеспечением запчастями на 155,2 млн тенге (42 контрактов и доп. соглашений).


РОО «Казахстанская федерация велосипедного спорта». Налоги167,7 млн тенге с 2015 года. 14 госконтрактов и дополнительных соглашений на сумму 385 млн тенге. Основной заказчик по сумме — «Управление физической культуры и спорта г. Астаны» (8 контрактов + доп.соглашений на сумму почти 298 млн тенге). Основной предмет закупок: услуги по подготовке и участию сборной Астаны по велосипедному спорту в республиканских и международных соревнованиях.


Часть 3: Основные компании бизнес-империи


Их Смагулов контролирует напрямую (например, Astana Group) или, предположительно, через сингапурскую компанию A.G. Overseas PTE.LTD (единственный акционер группы «Mega Center Management», которая владеет MEGA Alma-Ata и MEGA Park). Исходя из информации, опубликованной в финансовом отчёте, сингапурская компания находится в управлении траста The Steppe Sunrise Trust , он же является конечной контролирующей стороной.

Поскольку Смагулов не заявлял о продаже сети MEGA, делаем вывод, что конечный бенефициар траста – также сам Нурлан Смагулов.


Налоги АО «Mega Center Management» с 2015 года — 4,1 млрд тенге.

Отчисления дочерних компаний, включая «Акционерный инвестиционный фонд недвижимости «Mega Center Plus»;«Mega Family» (рекламное агентство) и «Mega Arena» (эксплуатация спортивных сооружений): 5,2 млрд тенге (за год).


Налоги ТОО «Моторная компания «Астана-Моторс»8,3 млрд тенге с 2015 года.

У компании 58 дочерних предприятий, чьи налоговые отчисления за 12 месяцев составили около 110 млрд тенге.

В число «дочек» входят компании, упоминаемые в Части 1, а также салоны MyCar, венчурный фонд My Ventures и проч.. По реестрам, учредителями ТОО являются A.G. Overseas PTE.LTD и топ-менеджеры Смагулова, которым он в прошлом году передал доли (или акции) — Бекнур Несипбаев, Руслан Омаров и Анар Макашева.


Налоги ТОО «Астана-моторс менеджмент» — всего 1,4 млн тенге с 2015 года, однако компания в структуре бизнес-империи играет не последнюю роль, являясь вместе с «Моторной компанией «Астана-Моторс» соучредителем 55 «дочек». А её учредитель, в свою очередь, — A.G. Overseas PTE.LTD..


Налоги ТОО «Астана Групп» — около 754 млн тенге с 2015 года. На сайте компании сказано, что её автомобильным подразделением является «Астана Моторс», а девелоперским — MEGA, куда входят два алматинских ТРЦ и астанинская «Mega Silk Way».


В 2006 году «Астана групп» приобрела гостиницу Almaty, а в 2022 году продала ее Orbis Kazakhstan, сумма сделки неизвестна, а средства от продажи направлены на строительство музея современного искусства Almaty Museum of Arts, уплатившего 90,6 млн тенге в виде налогов с 2021 года.


Ещё компании:

Инвестиционный фонд «Эй Джи Оверсиз Казахстан» (налоги за 2023 год — 2,5 млрд тенге).

ЧФ «Фонд Нурлана Смагулова» (налоги — 29,7 млн тенге с 2021 года). Соучредителем является супруга бизнесмена — Мадина Смагулова, она же входит в попечительский совет, как и его сестра Сауле, писатель Адам Капанов, генеральный директор «World Class Almaty» Валихан Тен, член правления «Mega Center Management» Канат Тюребаев и специалист по коммуникациям Алишер Еликбаев.


ТОО «Мега Алма-Ата Плюс»алоги 257,7 млн тенге с 2015 года), занимается ресторанной деятельностью.


Кроме того Смагулов, как и ещё 9 предпринимателей и общественных деятелей является соучредителем РОО «Общество почетных консулов», которое каким-то образом взаимодействует с МИДом, хотя до конца его роль не ясна.


Супруга Смагулова - соучредитель компании «Seven Ltd» (налоги: 14,6 млн тенге с 2015 года), занимающейся благоустройством.

Её бизнес партнёры: издатель казахстанского Forbes, владелец нескольких СМИ Арманжан Байтасов, его брат Ержан Байтасов, дочь Мухтара Джкишева — Айгерим Джакишева, супруга советника вице-премьера Грузии Жакыпа Марабаева (больше известного по руководству «Казахстанкаспийшельфом» в 90-х) Нурия Марабаева и др.. У супруги Смагулова есть ИП, занимающееся арендой и управлением собственной недвижимостью.


Подписаться на @Shishkin_like



Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page