На этой неделе завершилось общественное обсуждение проекта закона РК «О масс-медиа», который представило министерство информации и общественного развития. Новый закон должен прийти на смену давно истерзанному изменениями и дополнениями закону «О средствах массовой информации».
Наш автор Мадина Алимханова изучила законопроект и выяснила, что он затрагивает права и обязанности не только журналистов, но и потребителей медиа-контента – зрителей, читателей, пользователей сети Интернет.
(Не)летающие тарелки
Поставить спутниковую тарелку и смотреть все, что захочется – незаконно. Ну разве что если смотреть хочется только то, что разрешили государственные органы РК.
Компании, предоставляющие услуги спутникового телевидения в нашей стране, должны иметь государственную лицензию и собственную сеть вещания на территории Казахстана. Если этого нет, а поставщик услуг предлагает просто приобрести карту оплаты и смотреть что угодно и когда угодно, то он нарушает закон.
Кстати, уполномоченный орган может проводить периодические выездные и невыездные проверки, чтобы выявлять нарушителей.
Наше государство вовсе не против спутникового телевидения и даже субсидирует часть затрат операторам за продажу тарелок и ресиверов. Но на такую помощь могут рассчитывать только лицензированные компании.
И даже их тарелки нельзя ставить как и куда захочется – в законопроекте четко сказано, что требования по установке такого оборудования определяют акиматы с учетом общественных интересов в области благоустройства.
Не судите(сь), да не судимы будете
В законопроекте четко оговаривается, когда не нужно согласие человека на публикацию его изображения. Так что засудить СМИ не получится, если фото сделано во время культурного или спортивного массового мероприятия, мирного собрания или другого публичного события. При этом не важно, был ли человек активным участником или просто зрителем.
Использовать фото или видео человека без его согласия можно и в том случае, если это связано с его служебной или публичной деятельностью, либо если он сам или его уполномоченное лицо опубликовало фото в свободном доступе.
Кроме того, можно публиковать фото, если это делается для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Нельзя публиковать в СМИ персональные и биометрические данные, если по ним можно установить личность ребенка, пострадавшего от противоправных действий или несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления или правонарушения.
Впрочем, если суд признал несовершеннолетних виновными в совершении тяжких и (или) особо тяжких преступлений, то публиковать информацию о них и их родителях (или законных представителях) законопроект разрешает.
Как и ранее, запрещается публиковать сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию. В этом случае на СМИ можно подать в суд. Но теперь устанавливается срок давности по таким делам – 3 года.
С заботой о детях и инвалидах
Отдельная статья закона посвящена правам лиц с ограниченными возможностями. Так, как минимум одна новостная телепрограмма в
в период 16.00 до 22.00, а также официальные сообщения в эфире телеканалов должны сопровождаться сурдопереводом или субтитрами.
Законопроект предусматривает и борьбу с кибербуллингом в интернете. Если ребенка два или более раз кто-то унизил в интернете, если несовершеннолетний подвергся в интернете преследованию, запугиванию, если кто-то заставлял его что-то делать или чего-то не делать, то родители или законные представители могут обратиться с жалобой в уполномоченный орган.
При этом обязательно указывать наименование интернет-ресурса, на котором происходит кибербуллинг. Заявление можно подать как письменно, так и в электронном виде. Экспертная группа рассмотрит его в течение трех дней и, если факт подтвердится, примет меры.
В целях безопасности
В одной из первых статей законопроекта указывается, что средства массовой информации «обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму». В чем именно заключается такое содействие, закон не поясняет.
В проекте закона указывается лишь, что запрещается раскрывать технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения.
Кроме того, запрещено разглашать сведения, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, оправдывать экстремизм или терроризм, пропагандировать наркотические средства, психотропные и взрывчатые вещества, взрывные устройства, культ жестокости, насилия и порнографии. За такое выпуск СМИ могут и приостановить.
Кстати, такая мера грозит СМИ и за:
действия, препятствующие и способствующие выдвижению и избранию отдельных кандидатов, политических партий;
проведение предвыборной агитации в период ее запрещения;
принуждение к участию или отказу от участия в забастовке;
нарушение законодательства о мирных собраний,
нарушение законодательства об авторском праве и смежных правах в Интернете.
Если в установленный срок СМИ не удалит нарушающий закон материал, его могут вообще закрыть.
А вот за пропаганду насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, экстремизма или терроризма, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды издание могут закрыть сразу.
Все журналисты равны, но некоторые равнее
Законопроект не только определяет, что такое СМИ и кто такой журналист, но и вводит понятия «упрощенная аккредитация» и «пресс-карта», с которыми так активно боролись журналистские и правозащитные организации в ходе разработки проекта закона.
Согласно законопроекту, журналистом считается тот, кто собирает и готовит материалы для средства массовой информации и состоит со СМИ в договорных или иных отношениях. При этом само СМИ должно состоять в официальных отношениях с государством – на учете в уполномоченном органе.
Одна из целей нового закона – поднять статус журналистов. По мнению разработчиков, этому будет способствовать пресс-карта. Получить ее смогут не все, а только те журналисты, которые получили высшее образование по журналистике или смежной специальности и проработали в СМИ не менее 3 лет. Тот, кто «дипломом не вышел», должен проработать в СМИ не менее 5 лет, прежде чем его статус журналиста повысится и он получит наконец заветную карту.
Впрочем, ее могут и отобрать. Если журналист нарушит закон о масс-медиа, трудовой договор или у него будет непогашенная судимость. Выдавать, продлевать, отбирать пресс-карты будет Комиссия по вопросам выдачи пресс-карт.
Единственное преимущество, которое дает такая карта – это упрощенная аккредитация на мероприятия. При этом сам механизм упрощенной аккредитации и ее отличие от обычной в законопроекте не оговариваются. А в пункте закона, обязывающего госорганы и общественные объединения предварительно извещать аккредитованного журналиста о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, ни слова не говорится о том, что это распространяется лишь на тех, кто был аккредитован по «упрощенке».
Впрочем, журналиста могут лишить аккредитации вне зависимости от его статуса. Если он нарушил правила аккредитации или распространил информацию, не соответствующую действительности, а также сведения, порочащие деловую репутацию аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций.
А цензура – да, цензура запрещена законом, и об этом говорится не только в Конституции РК, но и в первых строках законопроекта.
Помогите материально
Разработчики законопроекта предусмотрели и меры материальной поддержки отечественных СМИ.
Во-первых, это размещение государственного заказа по проведению государственной информационной политики. На него не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, а сколько выделить на это денег, будут решать акиматы.
Во-вторых, гранты для негосударственных СМИ. Одна из основных целей такой материальной поддержки – укрепление и защита информационного суверенитета Казахстана «путем создания и распространения информации, удовлетворяющей интересы государства и общества».
Гранты планируется выделять из бюджета либо на срок менее 1 года (краткосрочные), либо на срок от одного до 3 лет (долгосрочные).
Критика медиасообщества
Еще на стадии разработки законопроекта в сентябре 2022 года Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» выступал за исключение положений о приостановлении и закрытии СМИ.
«Чрезмерные меры административного воздействия на СМИ (такие, как приостановление и прекращение выпуска и распространения СМИ, отзыв свидетельства о регистрации, конфискация тиража), которые могут быть применены из-за информационного содержания, технических или незначительных нарушений, должны быть исключены. Принудительная ликвидация СМИ должна являться крайней мерой ограничения права на свободу СМИ и свободу выражения мнений в целом. Она возможна только по решению суда и только при наличии весомых оснований, предусмотренных статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 39 Конституции РК», - считает «Адил соз».
Кроме того, журналистское сообщество, в том числе члены рабочей группы по разработке законопроекта, активно возражали против введения такой системы аккредитации, так и против пресс-карт.
- Введение «пресс-карты» приведёт к обделению других журналистов. Непонятно, почему ты не будешь считаться журналистом, если уйдёшь из журналистики, потому что, к примеру, не можешь работать из-за болезни или других проблем, — говорила корреспонденту «Радио Азаттык» член рабочей группы, журналист Жулдыз Абдильда.
На общественном обсуждении законопроект находился до 10 мая, после чего должен поступить в парламент. И там уже либо депутаты вернут его на доработку (и, может, даже заставят более внимательно учесть пожелания медийной общественности), либо любые не конкретизированные моменты будут разъяснены министерскими приказами. А возможно, такие моменты будут толковаться настолько широко, насколько хватит фантазии, и тогда доказать нарушения прав журналистов будет уже намного сложнее.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz