top of page
Фото автораСвидетель.kz

Людоед из поселка Фабричный



Биография


Николай Джумагалиев родился 15 ноября (по другим данным, 1 января) 1952 года в поселке Узун-Агач Казахской ССР; его мать была уроженкой Беларуси, отец — казахом. Вместе с мальчиком росли три его сестры, при этом большим достатком семья Джумагалиевых похвастаться не могла.

Он рос обычным ребенком. В школе перебивался с тройки на четверку. Особой агрессией Джумагалиев не отличался, но к девушкам относился с презрением, считая их людьми второго сорта. А те буквально вились вокруг Николая, очарованные его необычной внешностью. Первый сексуальный опыт Джумагалиев получил в 18 лет и быстро потерял счет своим любовницам. Правда, вместе с беспорядочными половыми связями пришли и проблемы: молодой человек подхватил сифилис и трихомониаз, из-за чего стал испытывать отвращение к половым актам.


Первое убийство


В конце 70-х в окрестностях Алма-Аты объявился людоед. Об этому узнали случайно 25 января 1979 года. В поселке Фабричный (ныне Каргалы) мальчишки, которые играли в асыки, нашли в мусорке женские части тела – грудную часть, голову и две ноги.

В программе «Следствие вели…» Ермухан Жакишев – в конце 70-х оперуполномоченный Уголовного розыска Джамбульского РОВД Алма-Атинской области – пояснил, что тогда сразу вызвали кинологов и досконально изучили землю вокруг ужасной находки.

Удалось найти ювелирное украшение – старинный перстень ручной работы, – продолжил Ермухан Жакишев. – У милиции появилась версия, что растерзанное тело принадлежало молодой девушке. Подняли дела о пропавших без вести. И вскоре удалось выяснить личность убитой – ей оказалась Надежда Ерохина. Она была казначеем Церкви адвентистов седьмого дня.

Последний раз девушку видели после вечерней молитвы.

Потом девушка пошла домой, – рассказал Василий Симачев, который в 1979 году был заместителем начальника Джамбульского РОВД Алма-Атинской области. – Но до дома она так и не дошла. Изначально у милиции разрабатывалась версия о жертве грабителей.


Людоед из психушки


Но исходя из заключения экспертов, стало ясно, что у найденных частей тела отсутствуют мягкие ткани, которые удалены механическим путем. Поэтому предположили, что убийца – людоед, при этом в союзном МВД посчитали, что это мог сделать только психически больной человек, на которых была объявлена охота.

Весной 1979 года в Алма-Ате возле дома, в котором в начале 1950-х жил Леонид Брежнев с семьей (пересечение Назарбаева и Курмангазы), милиционеры увидели странного мужчину, который стоял на тротуаре и размахивал руками. Увидев милиционеров, незнакомец бросился бежать. Далеко он убежать не смог, потому что был обут в домашние тапочки. Его задержали, под курткой у него оказалась больничная пижама. Выяснилось, что сбежавший был пациентом психиатрической больницы, врачи которой уверяли, что их пациент не опасен. Он еще был под следствием, когда появилось сообщение о пропаже еще одной девушки.


Серия убийств


Весной 1979 года в поселке Фабричный пропала девушка, которая пошла в общественную баню. От дома до бани было всего 20 метров. Позже в окрестностях Алма-Аты еще стали находить растерзанные тела. Большинство из них были найдены рядом с поселком Фабричный. Всего за 1979 год Джумагалиев совершил 6 убийств. Эти сообщения вызвали панику. Женщины боялись выходить на улицу. В страхе из-за любого шороха они вызывали милицию, потому что думали, что к ним ломится людоед.

Однажды жители поселка Фабричный проснулись от криков из дома Савельевых. Когда приехала милиция, то сотрудники увидели два истерзанных женских тела. Чудом выжила лишь маленькая девочка: одной из погибших она приходилась внучкой, а другой – дочерью. Ей удалось спрятаться в шкафу, и Джумагалиев ее просто не заметил. Девочка, несмотря на состояние шока, рассказала оперативникам об увиденном ею кошмаре, но описать внешность убийцы она не смогла.

В передаче «Следствие вели…» приводится заключение судебно-медицинской экспертизы по этому делу:

«На теле погибших Савельевых множественные колото-резаные раны. У потерпевших отсутствуют мягкие ткани нижних конечностей».

На месте преступления был найден отпечаток пальца на подоконнике. Его проверили по картотекам, но безрезультатно. Позже выяснится, что это был не палец, а часть ладони.

Сыщики стали проверять всех ранее судимых, подключили агентуру. Граждан призвали сообщать в милицию обо всех подозрительных личностях. Доходило до того, что повара в ресторанах вызывали наряд, думая, что им привезли человеческое мясо вместо говядины или баранины.


Арест


А тем временем маньяк напал на свою девятую жертву. В начале декабря 1980 года на Медео к Зое Кашиной подошел обаятельный молодой человек. Представился Николаем, много шутил, а потом предложил проводить девушку до автобуса. Через сутки мать Зои обратилась в милицию с заявлением о пропаже дочери.

Оперативники прочесали всю местность вокруг Медео, но ничего не нашли. Позже сыщики узнали, что в это время Зоя была еще жива, но искать ее надо было в другом месте.

18 декабря 1980 года в одном из домов поселка Фабричный шло застолье. Хозяин отошел в другую комнату за спиртным, но долго не возвращался. Гости решили проверить, что с ним случилось, и увидели окровавленное тело девушки и рядом хозяина дома. Этой девушкой была Зоя.

Наряд милиции прибыл на место и обнаружил рядом с телом девушки людоеда. Мужчина даже не сопротивлялся. Его вывели во двор, где он смог вырваться и убежать. Наутро в поселок были введены внутренние войска, усиленные наряды милиции, а в небо был поднят вертолет. Но найти преступника не удалось.

От свидетелей ночного преступления сыщики узнают имя убийцы – Николай Джумагалиев, работник местного пожарного ДЕПО. На окраине поселка проживали родственники каннибала, сыщики решили провести там обыск. Перевернули весь дом, но никого не нашли. Потом стали смотреть доски на полу и увидели, что дерево старое, а гвозди новые. Решили вскрыть пол. Под досками обнаружили подпол, где и прятался Джумагалиев.


Допросы


На первом же допросе задержанный начал давать признательные показания. В программе «Следствие вели…» приводится видеозапись, где Джумагалиев рассказывает о том, почему он начал убивать.

А все началось в 1975 году, когда он вернулся из армии. Пытался поступить в институт, но провалился. В отчаянии Николай уехал на север СССР. За три года он сменил ряд профессий – был электриком, матросом, участвовал в геолого-разведывательных экспедициях.

Там была высокая радиация и тяжелая работа. Тогда я не жалел себя и, очевидно, там и началось это, – пояснил Джумагалиев.

Отношения с женщинами у него не складывались, ему попадались ветреные девушки, которые часто изменяли ему и вызывали у него ненависть.

Ячейка общества – семья. И оздоравливать общество нужно было с них, – так считает маньяк.

В 1978 году Джумагалиев возвращается в Казахстан, устраивается на работу пожарным. В Алма-Ате он знакомится с девушкой. У них начинается роман, но через какое-то время выясняется, что она не любит Николая. Это очень травмирует его, и в один из вечеров он понимает, что нужно очистить мир от женской скверны.

Я борюсь с матриархатом. Это благородный подвиг. Ведь надо бороться с этим злом. Это как болячка общества, – заключил Джумагалиев.


Охота


После этого «озарения» Джумагалиев находит книгу по оккультизму. В ней он вычитал, как с помощью человеческих жертвоприношений стать новым существом, подобным богу. И все свои преступления совершал в соответствии с этой книгой. Он искренне верил, что во время смерти своих жертв он черпает мистическую силу.

Своих жертв людоед находил случайно, поскольку верил, что высшие силы помогают ему в этом.


Диагноз


После ареста Джумагалиева отправили в Москву. В Научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского ведущие специалисты в области психиатрии долгое время изучали каннибала. Их решение стало полной неожиданностью для милиции – Николай Джумагалиев невменяем. Поэтому его помещают в специальную лечебницу в Бишкеке. Народ был возмущен, почему его не казнили. В ответ врачи заявили, что больной идет на поправку. Поэтому в августе 1989 года его решают перевести в обычную психиатрическую клинику. Но во время перевозки он бежит из машины сокрой помощи.


Розыск


Он был объявлен в розыск. В течение нескольких лет его ловили в Москве, Кыргызстане, Узбекистане. Два года он скрывался в горах, находясь главным образом на территории Кыргызстана, где для пропитания собирал лекарственные растения и обменивал их на продукты у населения. Со временем прятаться становилось все сложнее. Розыск преступника продолжался, к поискам подключили дельтапланеристов и маломоторную авиацию. Джумагалиев решил переключить внимание и пустить оперативников по ложному следу, чтобы думали, что он обитает в столице СССР. Маньяк обратился к знакомому, чтобы тот отправил его письмо из Москвы другу во Фрунзе. Заканчивалось письмо страшными словами: «…теперь вернусь не скоро. Здесь очень много красивых женщин. Пропадет одна, другая, никто и не заметит». Его расчет оправдался, послание без марок сделало свое дело. С невероятной быстротой в прессе распространялись слухи и публикации, о том, что Джумагалиев находится в столице. Москва была встревожена крохотной ремаркой в газете «Куранты», где говорилось, что Джумагалиев был замечен в черте города и области. Позднее для прекращения паники было дано опровержение компетентных органов.

В 1990 году маньяк совершил десятое убийство, расправившись с девушкой в Актюбинске. Он был признан виновным в совершении этого преступления только в 2014 году.


Поимка и дальнейшая судьба


Джумагалиев решил покончить со своими похождениями, инсценировав кражу, намереваясь возвратиться в Ташкент и попасть в тюрьму за незначительное преступление. Его замысел удался, и в апреле 1991 года Джумагалиева схватили в Фергане за воровство овец.

Он выдавал себя за китайца и, соответственно, был помещен в общую камеру СИЗО. На допросах он охотно признался в краже, но не мог объяснить, как оказался на территории Советского Союза. В связи с этим в Москву был направлен запрос. В Фергану из столицы прибыл полковник Юрий Дубягин, ранее занимавшийся поимкой Джумагалиева. Так каннибал был разоблачен и возвращен в психиатрическую лечебницу в Казахстане.

В дальнейшем деяния Джумагалиева имели свое развитие. До некоторой степени его признавали вылеченным и отпускали на свободу. По слухам, в окрестностях после этого находили расчлененные тела.

В настоящее время Николай Джумагалиев изолирован от общества и находится в специализированной психиатрической клинике, огороженной колючей проволокой, в поселке Актас Алматинской области. Там он занимается ремонтом мелкой техники. Однажды Джумагалиев подал прошение о смертной казни, но это было расценено специалистами лишь как ухудшение его состояния.

В документальном фильме «Следствие вели…» приводятся слова доктора из этой клиники, которая сказала о нем: «Поведение упорядоченное, больной спокойный. Охотно работает в отделении, помогая персоналу. Оснований о его опасности для окружающих у нас нет. Он спокойно может находиться в обществе и наблюдаться в обычной больнице». Поэтому вопрос о его выписке пока открыт.

А специалист по серийным преступлениям Главного управления уголовного розыска (ГУУР) Евгений Самовичев так резюмировал свое общение с Джумагалиевым:

«Он – дикий зверь, воплощенный в облике человека. Базисная структура – доминирование самца, закон природы. Он никогда не поймет и не смирится с человеческой жизнью».


Подписывайтесь на @Свидетель.kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page