top of page
Фото автораShishkin_like

Почему бастует нефтесервис?



На протяжении нескольких лет в Мангыстау постоянно происходят так называемые забастовки нефтяников. На самом деле бастуют сотрудники частных нефтесервисных организаций, которые обслуживают добывающий сектор. С 2017 года забастовки прошли на предприятиях «Бургылау», Techno Trading LTD., «Мобил Сервис групп», «Емир-Ойл» и многих других.

 

Недавний пример – забастовка сотрудников West Oil Software, которая длится с декабря 2023 года. С момента создания компания занимается предоставлением транспортных услуг нефтедобывающим предприятиям. В 2018 году она получила в  доверительное управление от «Ойл Транспорт Корпорейшэн» (это «дочка» НК «КазМунайГаз») технику, территорию, административные здания и технические помещения для обслуживания месторождения Жетыбай.

 

Бастующие сотрудники West Oil Software выдвигают ряд требований, в том числе – перевести их в штат нацкомпании и довести зарплаты до уровня «КМГ». Ущерб от забастовки на февраль 2024 года оценивался примерно в 1 млрд тенге.

 

Наш автор Георгий Сенцов решил разобраться в сути конфликта между «сервисниками» и нефтяниками, а также изучил, что собой представляют компании, задействованные в нём на примере бастующего ТОО «West Oil Software» и терпящего убытки ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн». Оказалось, что структура нефтесервиса за последние 6 лет практически не изменилась – просто функции некоторых дочерних компаний «КМГ» передали подрядчикам вместе с имуществом, оборудованием и людьми. Теперь подрядные организации получают многомиллиардные контракты на обслуживание, а владеют ими неизвестные предприниматели. В случае с West Oil Software, учредитель параллельно занимается сельским хозяйством и торговлей овощами в селе Шиликты Актюбинской области.

 

Суть и хронология конфликта

 

Забастовка началась 11 декабря 2023 года, на неё вышли около 500 сотрудников ТОО «West Oil Software». По их словам, на протяжении всего года они добивались выполнения трёх требований:

·       Обновить материально-техническую базу (транспортной техники).

·       Перевести их в штат ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн»/ НК «КазМунайГаз».

·       Внедрить единую систему оплаты труда (то есть довести зарплаты до уровня «КМГ»).

 

Уже на следующий день в государственной инспекции труда Мангистауской области заявили, что два последних требования не являются основанием для трудового спора, потому что их решение не входит в компетенцию работодателя. А вопрос с обновлением техники был удовлетворён компанией «КазМунайГаз» на заседании трудового арбитража практически за месяц до этих событий – 16 ноября.

 

В тот же день руководство ТОО «West Oil Software» обратилось в  Каракиянский районный суд с иском о признании забастовки незаконной. Суд требование истца удовлетворил, апелляция, которую бастующие подали в январе, оставила это решение без изменений. Во время судебных разбирательств забастовка не прекращалась. Ещё во второй половине декабря 2023 года прокурор Каракиянского района Аманжол Айтуганов сообщил о расследовании уголовного дела по статье 402 УК РК («Действия, провоцирующие к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной»).

 

В последний день 2023 года бастующие записали «новогоднее» видеообращение к правительству и депутатам страны:

«У нас нет слов. Нас судили, семь человек уволили, распространяли о нас разного рода ложную информацию. Мы от имени коллектива отправили своих представителей в Астану. Однако в правительстве не желают с ними встречаться. ...Пока не будет принято справедливого решения, мы не прекратим забастовку».

 

В феврале ещё 50 работников из числа бастующих были уволены, а в Департаменте полиции Мангистауской области сообщили, что рабочие,  отказавшиеся от участия в незаконной забастовке, сталкиваются с угрозами и давлением со стороны бастующих активистов. Кстати, во второй половине февраля группа безработных жителей области записала видеообращение с требованием трудоустроить их вместо уволенных забастовщиков.

 

В конце марта видеообращение к бастующим записал заместитель председателя правления «КазМунайГаза» Нурсеит Союнов. Он призвал их вернуться на рабочие места, как это уже сделали 143 человека, которые работают без последствий и даже получили зарплату за март.

 

А в начале апреля директор департамента нефтесервиса «КМГ» Жасулан Балуанов в интервью Stan.kz сказал, что на протяжении пяти месяцев они призывают рабочих к диалогу, а если ситуация не разрешится, то в будущем объем работ, который получают работники West Oil Software, может быть пересмотрен.

 

По данным «КМГ», убытки её дочернего ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн» из-за забастовки достигают почти 25 млн тенге в день, что подрывает финансовое состояние компании. Также в сообщении указано, что многие сотрудники West Oil Software ранее работали в дочерних сервисных организациях «КазМунайГаза», но в 2018 году уволились по собственному желанию, воспользовавшись программой «5/50». И сейчас их требования вернуться являются необоснованными.

 

«5/50» – это программа «мягкой оптимизации», которую нацкомпания запустила в 2017 году в дочерних организациях Oil Services Company, Oil Construction Company, «Ойл Транспорт Корпорейшэн», «Мунайтелеком» и «Мангистауэнергомунай».

Она подразумевает компенсацию в размере 50% от пятилетней заработной платы сотрудникам, уволившимся по собственному желанию. В среднем сумма выплат на одного человека составила около 11 млн тенге.

 

В первые дни забастовки генеральный директор ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн» Ербол Турниязов рассказал в интервью, что в «ОТК» программу «5/50» запускали в 2018 году в связи с тяжёлым финансовым положением. Трудовые договоры расторгались добровольно, при этом составлялось двустороннее соглашение, где указывался размер компенсации и то, что с этого момента стороны друг к другу никаких претензий не имеют.

 

Отметим, это не первая длительная забастовка работников  ТОО «West Oil Software». В 2021 году они бастовали 18 дней и разошлись только после того, как им подняли зарплаты на 36% и пообещали осуществлять выплаты в праздники. 

 

Что собой представляет «Ойл Транспорт Корпорейшэн» («ОТК»)


Компания, которая понесла миллиардные убытки из-за забастовки, была создана в 2002 году после объединения четырёх крупных транспортных предприятий – ТОО «Бузачинский технологический транспорт», ТОО «Жетыбайский технологический транспорт», ТОО «Мангистауский технологический транспорт», ТОО «Арай».

 

Она оказывает все виды транспортных услуг для АО «Мангистаумунайгаз» и других дочерних организаций «КазМунайГаза» на месторождениях Каламкас и Жетыбай. Имеет на балансе более 900 единиц транспортных средств, тракторов и специальной техники.

 

В структуру «КМГ» компания вошла в 2017 году, а до этого была частной. Её учредителями были ТОО «International Trade & Service» и ТОО «АктауНефтеСервис». Обе компании так или иначе связаны с влиятельной семьёй Сарсеновых.

 

Налоги – 30,3 млрд тенге с 2015 года (при этом до 2019 года ежегодные отчисления составляли 5-7 млрд тенге, а после – 1 млрд и менее).

 

С 2021 года предприятием руководит Ербол Турниязов. До него, с 2017 по 2021 год, главой компании был Серик Кеулимжаев. В разные годы он занимал руководящие должности в ряде квазигоскомпаний, а сейчас является руководителем аппарата АО «НК «ҚТЖ».

 

При Кеулимжаеве здесь начался процесс сокращения сотрудников по программе «5/50» и переустройство товарищества. Если в 2017 году численность персонала была более 2000 человек, то в 2018 году она сократилась вдвое. В целом, за 5 лет компания уменьшилась в 10 раз: сейчас здесь работают около 200 человек. При этом административно-управленческий персонал планировали сократить с 78 до 29  человек, но получилось только до 46.

 

В том же 2018 году ТОО «ОТК» передало часть своих активов в доверительное управление частным компаниям. К примеру, Жетыбайское управление технологического транспорта отошло к тому самому West Oil Software. Вместо того, чтобы содержать большой штат сотрудников, «Ойл Транспорт Корпорейшэн» предпочло закупать услуги у компании, которая управляет её имуществом.

 

Согласно долгосрочному плану ТОО «Ойл Tранспорт Kорпорейшэн» на 2022-2027 годы, опубликованному на портале закупок «Самрук-Казына», в 2023 году за транспортные услуги на месторождении Жетыбай компания заплатила подрядчику 9,3 млрд тенге. В 2024 году планируют потратить 9,47 млрд. Общая сумма закупленных услуг по аренде специальной техники с водителем на месторождении Жетыбай в 2022-2027 годах составит 52,62 млрд тенге.

 

При этом West Oil Software – не единственная компания, которая получила в доверительное управление имущество ТОО «ОТК», оказывает ему услуги и при этом бастует. В том же 2018 году «ОТК» передало Бузачинское управление технологического транспорта в доверительное управление ТОО «БозашыТрансҚұрылыс». Рабочие этой подрядной организации на месторождении Каламкас вышли на забастовку в феврале 2022 года. доверительномгоду ТОО «ОТК» и  человек. ии. или заоплату за март.д тенге Основные их требования – повышение заработной платы и трудоустройство в «ОТК».

Комментируя ситуацию с бастующими, Алмасадам Саткалиев (на тот момент председатель правления АО «Самрук-Қазына») рассказал о схеме приёма на работу с позиции аутстаффинга – это вывод персонала за штат с целью снижения административных рисков и издержек.

 

В результате переустройства ТОО «Ойл Tранспорт Kорпорейшэн» стало платить намного меньше налогов (что, очевидно, связано с 10-кратным сокращением штата), зато заключает миллиардные контракты с частными подрядными организациями. Общая сумма затрат «ОТК» на все закупленные товары, работы и услуги, согласно плану на 2022-2027 годы, составит 126,84 млрд тенге.

 

West Oil Software и кто ей владеет

 

По данным Adata.kz, компания зарегистрирована в 2010 году в Актау. Занимается деятельностью грузового автомобильного транспорта, оптовой торговлей дизельным топливом, консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления.

 

Налоги: 8,9 млрд тенге с 2015 года. При этом в 2016-2017 годах отчисления в бюджет были незначительными (7-8 млн тенге), но как только компания получила в управление активы ТОО «ОТК», её дела пошли в гору. В 2022-2023 годах она вышла на пик налоговых отчислений – более 2 млрд тенге ежегодно.

 

Между ТОО «West Oil Software» и ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн» действует долгосрочное соглашение до 2027 года.

Согласно перечню имущества, «дочка» «КМГ» передала сервисной компании 298 единиц автотранспорта, прицепы, а также базу площадью 13,6 га с административными и производственными строениями, в которых находится оборудование и все необходимое для работы – от станков и компьютеров до мебели и кондиционеров.

 

По данным Adata.kz, в 2022-2024 годах West Oil Software получила от «ОТК» в рамках госзакупок 146,7 млрд тенге. Это один контракт и четыре допсоглашения на услуги автотранспортного обслуживания.

 

С 2013 года  учредителем ТОО «West Oil Software» является Лукпан Нагыметов. На момент вступления в права владения ему было всего 19 лет.

 

Помимо нефтесервисного бизнеса, молодой человек занимается торговлей и сельским хозяйством. В 2017 году он стал руководителем и соучредителем сельскохозяйственного ПК «Кішіқұм». Основной вид деятельности – разведение крупного рогатого скота. С 2017 года СПК оплатило налогов на скромные 1,2 млн тенге.

 

Помимо этого, на Лукпана Нагыметова в 2019 году зарегистрировано ИП «Нағымет». Основной вид деятельности – розничная торговля фруктами и овощами, сведений о налогах нет. Обе компании находятся в селе Шиликты Актюбинской области, достаточно далеко от нефтесервисных интересов Нагыметова.

 

Кроме того, в январе 2024 года Нагыметов Лукпан Курышбекович, 1993 года рождения, зарегистрировался как самовыдвиженец на февральские выборы акима Кишикумского сельского округа Шалкарского района Актюбинской области. На личной странице в Инстаграме он активно публиковал фото и видео со своей предвыборной кампании, однако выборы проиграл.  

 

Примечательно, что с 2010 по 2024 год акимом Кишикумского сельского округа был Казбеков Курышбек Нагыметович, вероятно, отец Лукпана Нагыметова.

 

Подписаться на @Shishkin_like

 

bottom of page