top of page
Фото автораShishkin_like

Проверка: что стало с нефтеналивными цистернами КТЖ?

Популярный финансовый аналитик Расул Рысмамбетов в одном из своих июньских постов на facebook обратил внимание читателей на факты продажи компанией «Казахстан темир жолы» (КТЖ) «почти всех» (как он пишет) цистерн для ГСМ и зерновозов. Автор резюмирует — поэтому перевозка ГСМ и зерна обходится так дорого — потому что в цене перевозки ещё и маржа частников. Мы решили поинтересоваться, так ли это.


Как нам пояснили в дочерней компании КТЖ, занимающейся грузоперевозками — АО «Қазтемiртранс», в 2019 году на электронных торгах продали 4 499 цистерн. Выиграло торги ТОО PTC Holding. Цена покупки составила 20,3 млрд тенге. На сайте электронных торгов, правда, идёт речь о 4500 цистернах.


В период продажи цистерн (2019 год) учредителями PTC Holding, согласно реестрам, числились:

связанный с Тимуром Кулибаевым бизнесмен, владелец газеты «Аргументы и Факты в Казахстане», совладелец «Комсомольской правды в Казахстане» Ануар Айкынбаев, бизнесмен Румиль Вильданов, Зауре Туткумбаева, аффилированная по состоянию на 2019 год с АО «Кристал Менеджмент» (разведка углеводородного сырья и эксплутация электростанции на месторождении Акшабулак — актив, в котором участвует Кулибаев), Гаухар Косакова (бывший руководитель АО Joint Resources — также компания Тимура Аскаровича) и Диана Байтасова.


Конечными бенефициарами ТОО, сейчас являются: Тимур Кулибаев, его основные бизнес–партнёры Данияр Абулгазин и Раушан Сагдиева, бизнесмены Тимур Карабаев (он же – руководитель PTC Holding) Бауржан Тойбазаров и Дауыл Доматов (вошедший в топ-15 покупателей объектов приватизации по версии Forbes.kz в 2016 году), а также связанная с четой Данияра Абулгазина и Айдан Сулейменовой топ-менеджер и бизнес-вуман Диана Байтасова (осталась единственной из старых учредителей).


С 2016 года PTC Holding уплатил налогов почти на 10 млрд тенге. Из них с 2019 года около 9 млрд тенге.


Напомним, о приватизации некоторых прибыльных подразделений КТЖ казахстанским олигархатом мы уже писали в обзоре бизнес-империи Кулибаева и материале КТЖ – железные дороги коррупционеров. В материале шла речь о продаже в июле прошлого года ТОО «Қамқор Локомотив» и ТОО «Қамқор Вагон» консорциуму, связанному с россиянином Алексеем Лебедевым.


Отметим, что в период описываемой продажи цистерн для перевозки нефтепродуктов, КТЖ руководил Сауат Мынбаев, а до него— Аскар Мамин.


По информации предоставленной нам АО «Қазтемiртранс», в 2005 году на балансе компании числилось около 7 тыс цистерн для светлых и темных нефтепродуктов.


Что касается зерновозов, то в середине нулевых их парк составлял около 5,3 тыс единиц. Реализация зерновозов частному бизнесу не производилась, однако сейчас в собственности компании осталось чуть менее 2,9 тыс, из них в аренду передано около 2,1 тыс. То есть фактически Рысмамбетов и здесь прав – почти весь парк специализированных вагонов для перевозки зерна также контролируют посредники.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page