Разберем, на что обратили внимание аналитики.
Рейтинг дефолта эмитента Казахстана «BBB» поддерживаются очень большим внешним буфером, с третьей по величине позицией суверенных чистых иностранных активов (SNFA) в рейтинговой категории «BBB», что обеспечивает гибкость финансирования, подкрепленную накопленными сбережениями от нефтяных доходов. Против этого фактора - очень высокая зависимость от сырьевых товаров, риск концентрации экспорта, высокая инфляция, которая отчасти отражает менее развитую структуру макроэкономической политики по сравнению со странами с рейтингом «BBB», и слабые показатели государственного управления.
Активы Национального фонда в иностранной валюте незначительно выросли до $60,7 млрд в октябре с $60 млрд на конец 2023 года, а официальные валютные резервы до $45,9 млрд с 35,9 млрд долларов США, что в совокупности эквивалентно 38% ВВП.
Инвестиционная доходность Нацфонда составила 8,4%, что компенсировалось бюджетными трансфертами, в то время как более высокие цены на золото увеличили валютные резервы. Сужающийся дефицит текущего счета также внес свой вклад, прогнозируемый на уровне 0,5% ВВП в 2024 году с 3,4% в 2023 году, что отражает падение импорта за 9 месяцев 24.
Fitch прогнозирует расширение дефицита текущего счета до 2,9% ВВП в 2026 на фоне восстановления роста импорта и более низкой цены на нефть (в среднем $70 за баррель в 2025 и $65 в 2026). Добыча нефти снизится на 2 млн тонн в 2024 до 88 млн тонн, что отражает временные остановки, вырастет до 99 млн тонн в 2026 в связи с ожидаемым завершением расширения Тенгиза и затем немного снизится.
Дефицит госбюджета увеличится на 1,4 п. п. в 2024 до 2,9% ВВП. Запланированные меры по реформированию налогового кодекса, которые снова были отложены, обеспечат умеренный рост доходов в 2026 за счет сокращения налоговых льгот и повышения НДС.
Трансферты Нацфонда в 2024 составят около 5,6 трлн тг (4,2% ВВП), что значительно превышает заложенные в бюджет 3,6 трлн тг, из которых 2 трлн тенге являются гарантированным компонентом. Последний проект бюджета включает 3,25 трлн тг целевых трансфертов в 2025, несмотря на первоначальный план правительства по их отмене.
Fitch прогнозирует снижение инфляции до среднего значения 8,1% в 2025 и 6,8% в 2026, что выше среднесрочного целевого показателя Национального банка Казахстана в 5%.
Рост ВВП ускорится с 3,9% в 2024 до 4,6% выше тренда в 2025 и 4,9% в 2026 за счет роста добычи нефти, укрепления роста инвестиций и более сильного роста реальных доходов, но все еще ниже целевого показателя в 6%.
Казахстан будет по-прежнему сильно зависеть от сырой нефти и нефтяного конденсата, на которые приходится более половины экспорта. Кроме того, почти 80% казахстанской сырой нефти экспортируется через Россию через КТК, что создает геополитический риск. Доля, вероятно, останется высокой, учитывая его ценовые преимущества, несмотря на некоторую недавнюю диверсификацию маршрутов. Fitch рассматривает Казахстан как страну с относительно низким риском широкомасштабных вторичных западных санкций, учитывая соблюдение требований банковским сектором и падение реэкспорта в Россию в этом году.
Казахстан имеет показатель релевантности ESG (RS) «5» как по политической стабильности и правам, так и по верховенству закона, институциональному и нормативному качеству и контролю коррупции. Казахстан имеет средний рейтинг WBGI на уровне 42-го процентиля, что отражает умеренный уровень прав на участие в политическом процессе, умеренный институциональный потенциал, умеренно установленное верховенство закона и умеренный уровень коррупции.
Ваши Черный лебедь, рак и щука