top of page
Фото автораShishkin_like

Transparency International – Kazakhstan: засекречивание нефтегазовых контрактов

Общественный Фонд Transparency International – Kazakhstan обратился к правительству и иностранным инвесторам с требованием раскрыть подробности нефтегазовых контрактов с иностранными инвесторами.


Бизнес и государственные органы призывают «исполнить обязательства по Конституции Республики Казахстан и соответствию международным требованиям Стандарта ИПДО и опубликовать в течение одного месяца на интернет-сайте Министерства энергетики в открытом доступе полный текст всех казахстанских контрактов на недропользование с приложениями и, прежде всего, Соглашений о разделе продукции в отношении месторождений Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Дунга и Жемчужины».


Казахстан c 2007 года является страной-участницей Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) и сейчас, по мнению Фонда, не полностью выполняет обязательства.


«О коррумпированности некоторых крупных казахстанских нефтегазовых сделок в форме СРП уже известны документы в американской судебной системе», — говорится в обращении.


Авторы, по всей видимости, имеют в виду «Казахгейт». В 2003 году американские прокуроры обвинили бизнесмена Джеймса Гиффена в даче взятки теперь уже экс-президенту страны Нурсултану Назарбаеву и Нурлану Балгимбаеву, занимавшему пост премьер-министра. Взятка предназначалась для обеспечения контрактов западных компаний, которые намеревались осваивать Тенгизское месторождение.


Предыстория


В прошлом году мажилисмены отправили главе правительства запрос, в котором спросили, возможно ли раскрыть условия контрактов на недропользование, а при необходимости и пересмотреть их. Народ Казахстана, писали они, как ключевой бенефициар должен знать, отвечают ли эти договоры интересам казахстанцев. Речь шла про контракты, заключенные на заре независимости.


В правительстве заявили, что это невозможно. Премьер-министр Алихан Смаилов сообщил, что в действующих соглашениях с транснациональными корпорациями содержатся положения о конфиденциальности. Если их нарушить, страна будет втянута в арбитражные споры (мы рассказывали, как правительства разных стран судятся с корпорациями).


«Эти соглашения о разделе продукции были заключены до введения в действие Кодекса “О недрах и недропользовании”. В рамках условий положений СРП по Северо-Каспийскому, Карачаганакскому проектам и проекту Дунга, Правительством были даны гарантии иностранным инвесторам в части соблюдения конфиденциальности информации, относящейся к СРП. Раскрытие конфиденциальной информации не может быть осуществлено одной стороной без письменного согласия другой», — предупреждают в правительстве.


Почему в Transparency International – Kazakhstan считают иначе


Во-первых, исследования показывают, что нефтегазовые контракты почти никогда не содержат конфиденциальную коммерческую информацию. Более того, нет единого мнения о том, что считать конфиденциальной коммерческой информацией.  


Во-вторых, на референдуме в июне 2022 года казахстанцы поддержали изменения в пункт 3 статьи 6 Конституции, которые провозгласили народ собственником недр, включающих в себя нефть и газ.


В-третьих, опубликование контрактов поможет прогнозировать доход центрального правительства и органов власти на субнациональном уровне. Эта информация может иметь решающее значение в условиях, где на уровень доходов сильно влияют волатильность рынка и формирующаяся политика энергетического перехода.


ℹ️ Положительным примером международного опыта публикации контрактов на недропользование является сайт Института управления полезных ископаемых, где опубликованы почти 3000 контрактов из 99 стран мира.


Подписаться на @Shishkin_like

bottom of page