Бауырына салу – казахская традиция передачи ребёнка старшим
- Ayel
- 24 дек. 2024 г.
- 2 мин. чтения

В ноябре стало известно, что казахстанский полнометражный фильм «Бауырына салу», рассказывающий о мальчике, воспитанном бабушкой, который вернулся к родителям после её смерти, был выдвинут на «Оскар».
Разбираем эту казахскую традицию с точки зрения исторического контекста.
«Бауырына салу (немере алу)» – обычай, согласно которому молодые родители отдавали своего первенца на воспитание бабушке и дедушке, либо другим старшим родственникам. Как правило, это делалось, когда малышу исполнялось около полугода. Выбрать, вернуться ли обратно в семью, ребёнок мог лишь по достижении определённого возраста (мүшел жас). Конечно, чаще всего дети продолжали жить с теми, с кем росли.
Писатель Аип Нусипокасулы считает, что «казахский народ создал эту традицию в силу того, что более старшие имеют большой жизненный опыт в воспитании детей». Об этом он пишет в своей книге «Тал бесіктен жер бесіккедейін» («От деревянной до земляной колыбели») (отрывок опубликован в 365.info.
«Поэтому они и брали себе на воспитание первых, вторых и даже третьих внуков сразу после окончания кормления их грудью. Внука они называли «кенже» (младший)».
Чаще всего оба поколения жили в одном ауле, недалеко друг от друга и связь поколений не терялась.
В рамках паблик-тока кандидатка исторических наук Карлыгаш Бижигитова (Elle.kz) говорит, что в реалиях кочевья представители старшего поколения брали детей на воспитание ещё и потому, что с учетом ранних браков молодая мама нередко нуждалась в помощи.
«При кочевом образе жизни рождение и воспитание детей не должно было быть помехой и, следовательно, возлагалось на старших. При этом младенца не отрывали от родной матери полностью, он видел её и был окружён заботой и любовью всех взрослых членов семьи», – замечает она.
Вместе с тем Бижигитова уверена, что в период 90-х годов родители были вынуждены оставлять детей бабушкам и дедушкам в основном из-за непростой экономической ситуации.
В казнете можно найти немало историй, рассказанных людьми, которых в детстве отдали на воспитание бабушкам и дедушкам. Нередко их рассказы совсем не радостные.
Психолог Альмира Карбибаева сказала изданию El.kz, что в новых условиях семейные пары могут жить далеко от родителей (в другом регионе или стране), и поэтому ребёнок чувствует себя «брошенным» или «недостойным любви». Подкрепляет чувство оторванности и массовая культура (книги, фильмы, сериалы, мультики, где чаще всего в центре сюжета семья с мамой и/или папой).
Существует и другой схожий обычай – «Бала беру». Традиция передачи ребёнка из многодетной семьи в бездетную (напомним, что в прошлом бездетность порицалась).
Обычай «усыновления» через «перерезание пуповины» описывает 365.info: в юрте принимающей семьи протягивали верёвку, за которую обычно держится роженица во время схваток. Будущей матери засовывали под одежду что-то плотное, имитируя живот. Затем устраивали «реальные» роды со всеми составляющими. Конечно же, резали скот, включая овцу для роженицы. Женщина, принимая ребёнка, сама давала имя и вкладывала в правую руку асық жілік(овечий коленный сустав). Он сохранялся, как доказательство ритуала усыновления. С этого момента малыш становился буквально частью семьи. Мать привязывалась к ребёнку так, словно сама его рожала.
К слову, знаменитая пулемётчица Маншук Маметова была приёмной дочерью у Ахмета и Амины, врачей-инфекционистов. Они гостили во время командировки у родственников. Впоследствии биологические родители Жиенгали и Тойылша, исходя из того, что врачи дадут лучшее образование и будущее, передали Мансию им. Именно Амина любовно назвала ребёнка Моншақ, Моншагым (бусинка, жемчужинка моя). По одной из версий, девочка не могла выговорить «Моншак» и называла себя «Маншук». Имя так и закрепилось за ней.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz