В Специализированном межрайонном уголовном суде Костанайской области (СМУС) уже третий месяц рассматривается резонансное дело по жестокому убийству полицейского.
Зарезал за монету
Согласно обвинительному акту, 6 мая 2024 года в селе Узунколь 35-летний Виктор Сербокрыл в состоянии алкогольного опьянения забрался в частный дом криминалиста местного отдела полиции Кумара Шойтасова.
Сербокрыл только тремя днями ранее условно-досрочно вышел на свободу из мест заключения. Ранее подсудимый уже привлекался за избиение полицейских, а за кражу три года назад получил срок.
В суде подсудимый выдал версию о том, что якобы отдал на хранение Шойтасову, с которым были давно знакомы, редкую монету 1930-х годов выпуска. К полицейскому он явился, чтобы забрать монету, так как хотел продать её (эксперты потом установили, что никакой нумизматической ценности такая монета не представляет).
Подсудимый уверял, что хотел просто поговорить с Шойтасовым и спросить про монету. Якобы у них был договор, что полицейский продаст её, а полученные деньги они разделят. Всё это сказано в первоначальных показаниях подсудимого.
В это время домой вернулся хозяин. Увидев незваного гостя, полицейский стал убегать, но во дворе дома споткнулся и упал. Сербокрыл догнал его и нанёс, как установят эксперты, не менее десяти ударов ножом. Когда наносил десятый удар, раненый схватился за лезвие и нож сломался. Тогда Сербокрыл вернулся в дом за вторым ножом, которым частично отсёк жертве голову. В итоге сотрудник полиции скончался на месте. Потом Сербокрыл оттащил труп в огород и накрыл старым матрасом. Вернулся в дом, стёр отпечатки пальцев и следы обуви, и, вытащив из дома приглянувшиеся ему вещи и продукты, скрылся в лесу.
Через три дня Сербокрыл сам явился в полицию с повинной.
Вплоть до пожизненного
Родственники погибшего отвергли версию о монете, пояснив, что Сербокрыл целенаправленно шёл убивать. Шойтасов был криминалистом по делу о краже, по которому Сербокрыл получил свой первый тюремный срок. И убийство было просто местью, так как именно отпечатки пальцев, которые снял полицейский, помогли поймать подсудимого.
Правда, почему он проявил такую жестокость, за два месяца, которые длилось судебное разбирательство, из его путаных и противоречивых показаний никто так и не смог понять. Но и во время следствия, и в ходе процесса подсудимый настаивал на том, что убивать и грабить Шойтасова он не хотел.
Если раньше Сербокрыла обвиняли по двум статьям Уголовного кодекса – разбой и умышленное убийство, связанное с разбоем – то 29 октября ему предъявили новое обвинение: по требованию гособвинителя статью об убийстве переквалифицировали на статью об убийстве с особой жестокостью.
Если по первоначальной статье об убийстве подсудимому грозило от 8 до 15 лет лишения свободы, то убийство, совершённое с особой жестокостью, наказывается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненным лишением свободы.
В пресс-службе СМУС пояснили, что на новый обвинительный акт сам подсудимый и его адвокат пока никак не отреагировали. И они ещё могут подать ходатайства на имя судьи о том, что не согласны с обвинением в жестоком убийстве. Если это ходатайство не поступит, то суд перейдёт к прению сторон, во время которых станет известно, какое наказание попросит прокурор.
Учитывая, что Сербокрыл постоянно меняет версии по убийству и не может толком ответить на многочисленные вопросы прокурора и судьи, а также с учётом того, что он ранее был судим, ему вполне могут дать пожизненный срок.
Ненависть к полицейским
В суде свидетели, в основном это сотрудники полиции, рассказали, что в 2021 году сталкивались по работе с Сербокрылом. Именно в том году его взяли на краже, завели уголовное дело. В процессе оформления процессуальных мероприятий участвовал и криминалист Кумар Шойтасов. Ему нужно было взять у подозреваемого отпечатки пальцев, но Сербокрыл, как он сейчас говорит в суде, был пьян и воспротивился этому. Они сцепились с Шойтасовым, и в этот момент в кабинет вбежал участковый.
Этот инцидент имел для подсудимого серьёзные последствия: его осудили не только за кражу, но и за насильственные действия в отношении представителя власти. Дали четыре года лишения свободы.
Майор полиции Серик Жанайдаров из Узункольского РОВД пояснил, что Сербокрыла в районном отделе полиции хорошо знали. Его много раз привлекали к административной ответственности, закрывали «то на 24 часа, то на более длительный срок». По словам свидетеля, он редко бывал трезв. При задержании или водворении в камеру кидался на сотрудников полиции.
Ещё один свидетель по делу, старший следователь Александр Заскалько, рассказал, что в 2021 году участвовал в задержании Сербокрыла по краже. И сегодня не помнит, какие вещи у задержанного изымали. Когда Сербокрыл освободился, он пришёл в Узункольское РОВД, чтобы узнать судьбу своих вещей – двух сотовых телефонов. И один из сотрудников соединил его с Александром Заскалько, который на тот момент был в отпуске. Вот как об этом рассказал в суде свидетель:«Позвонил и говорит, что вышел, и надо пообщаться по поводу вещей и телефонов. Мне показалось, что он трезвый, но немного возбуждённый. Сказал мне: «Мы ещё увидимся, встретимся». Точно не просто так поговорить...».
Потерпевшая Сауле Муканова, сестра погибшего,спросила у Заскалько: «Почему не предупредил братишку, что Сербокрыл вышел? О нём все говорили, что он полицейских ненавидит...».
И тот ответил, что участь Кумара могла настигнуть каждого из них.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ