top of page
  • Фото автораAyel

«Вебкам-индустрия в Казахстане»: как криминализация повлияет на жизнь девушек?



 

Сегодня вебкам (форма общения между моделью и зрителем в онлайн-пространстве, в основном сексуальная – Ред.) – это целая индустрия – многомиллионный бизнес. В Казахстане 5 сентября 2024 года вступил в силу новый закон «О противодействии торговле людьми», который вводит понятие «иные услуги сексуального характера» и криминализирует участие в вебкам.

 

Первая веб-камера появилась в 1991 году, а всего пять лет спустя Дженнифер Рингли открыла сайт, где в прямом эфире транслировала всё, что происходит с ней в жизни. В отличие от привычных видеоблогов Jennicam получил свою популярность, потому что девушка транслировала не только домашние дела, но и то, как она занималась сексом или переодевалась. Её сайт считается прародителем всех современных вебкам-платформ.

 

В начале 2000-х начали появляться и набирать популярность первые онлайн-чаты для взрослых. Уже к 2016 индустрия принесла прибыль до трёх миллионов долларов.  Сегодня в сфере есть несколько крупных площадок, которые привлекают как моделей, так и клиентов из разных уголков мира: Chaturbate, LiveJasmin, Streamate, CamSoda и BongaCams.

 

Авторка Ayel Мари Романова поговорила с вебкам-моделью Самантой и узнала, как устроен вебкам в Казахстане и как запрет повлияет на моделей.

«Вебкам сайты работают по принципу, схожему с TikTok-стримами. На площадках есть группы с различными категориями: «женщины», «трансгендерные женщины», «геи» и так далее. Когда модель заходит на сайт, она может выбрать «румку» (комнату. – Прим. ред.) и начать вебкамить. У каждой модели есть свой рейтинг, и чем чаще она заходит, тем выше он поднимается», – рассказывает вебкам-модель Саманта.

 

В мае 2023 года охват сайта Chaturbate среди молодого мужского населения Великобритании составил 14%, заняв третье место по популярности после Pornhub (26%) и Xvideos (15%). Развитие индустрии сделало эту сферу привлекательной для людей, которые ищут быстрый и относительно безопасный способ заработка. Сайты добились значительных улучшений в вопросах мер безопасности моделей. Так, например, есть возможность блокировать IP-адреса, помечать и блокировать пользователей, которые нарушают правила сообщества. Некоторые платформы дают моделям возможность самостоятельно выбирать тех, кто будет с ними взаимодействовать.

 

Женщины зарабатывают больше коллег-мужчин. Трансгендерные модели и пары находятся примерно на одном уровне. Это отражает как предпочтения большинства клиентов, так и спрос. Сегодня на вебкам-площадках доступно множество ниш – от фетиш-представлений до ролевых игр.

 

Однако, даже несмотря на относительную доступность и безопасность сайтов, глобализация и капитализм делают невозможным доступ к вебкаму для экономически уязвимых людей. У многих попросту нет средств на покупку камеры и оборудования, поэтому некоторые начинают работать в студиях. Часто они жестоко эксплуатируют моделей, забирая огромный процент от их заработка. Vice пишет, что в Румынии владельцы студий получают 60-75% от прибыли модели после расчёта сайта (около 40-65%). По сути, вебкам-модели получают сущие копейки за работу по 8-16 часов в день.

 

Исследование о модерации контента на трёх вебкам-платформах (BongaCams, LiveJasmin и Chaturbate) показало, что сайты постоянно нарушают трудовые права моделей и систематизируют секс-работу. В своих ToS (условия предоставления услуг. – Прим. ред.)они также отвергают то, что вебкамминг – это тоже работа. Постоянные ограничения и запреты внутри платформ напрямую влияют на заработок моделей.

 

Хотя занятие вебкам помогло многим людям получить финансовую независимость и более высокий заработок, безопасность моделей всё равно стоит под вопросом. Как говорилось выше, вебкам-сайты предоставляют моделям механизмы блокировки IP-адресов или отдельных участников. Однако некоторые клиенты всё равно могут использовать виртуальные и частные сети для обхода бана. Также вебкам-модели могут сталкиваться скрытой видеосъёмкой, которая далее выкладывается на порносайты. Для того чтобы удалить контент с сайта, моделям приходится раскрывать свои личные данные, которые запрашивают модераторы. Люди, которые давно задействованы в индустрии, отмечают, что скрытая съёмка – это реальность, с которой просто нужно смириться. Другие же рассматривают это как бесплатную рекламу.

 

Второй опасностью, с которой сталкиваются модели, является доксинг (поиск и/или публикация персональной или конфиденциальной информации о человеке без его согласия. – Прим. ред.), который часто используется для харассмента (домогательства. – Прим. ред.)или шантажа. Некоторые клиенты начинают сталкерить (преследовать. – Прим. ред.) тех, кто им понравился. Эти опасности и общественное мнение могут вести к ухудшению психического состояния моделей. Они могут испытывать постоянный стресс, тревожность и впадать в депрессивное состояние.

 

«Часто работницы сферы сталкиваются с выгоранием. Бывает так, что они не работают несколько дней по личным причинам, а по возвращении приходится снова восстанавливать свой рейтинг. Некоторые могут сидеть на сайте по несколько часов и ничего не заработать», – делится Саманта.


По словам Саманты, для многих казахстанцев, вне зависимости от сексуальной ориентации, «вебкам – вынужденная мера».  

 

«Из-за сильнейшего влияния патриархата в стране женщинам сложно в одиночку пробивать себе место под солнцем. Очень многим нужны деньги и финансовая стабильность. Например, одна моя знакомая вебкамит, чтобы содержать и вытягивать всю свою семью. У неё двое детей, а муж не работает. Иногда она уходит, чтобы поработать в другом месте, но периодически возвращается в вебкам. Для неё, как и многих, это более безопасный вариант для занятия секс-работой – нет риска заболеваний, облав полиции и нападений со стороны клиента. Поэтому для многих женщин и трансгендерных людей вебкам, как луч света. Особенно для тех, кто не хочет заниматься офлайн секс-работой и очно встречаться с людьми», – говорит Саманта.  

 

Как вебкам-сайты регулируются в разных странах?

 

В разных странах есть свои положения относительно вебкама. Правительство в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Румынии, Колумбии и Испании активно поддерживает вебкам-индустрию. Это позволяет регулировать сайты, тем самым создавая безопасную среду для моделей. В Китае и Саудовской Аравии работа моделей сильно ограничена, либо полностью запрещена, а в Сингапуре предусмотрена уголовная ответственность за «использование услуг дистанционной связи для рекламы секс-работы».

 

Основной аргумент по запрету вебкама – это повышенный риск эксплуатации, торговли людьми и несоблюдение трудовых прав. Индустрию сложно регулировать, так как она часто существует в серой зоне. В соседнем Кыргызстане недавно был подписан закон о запрете вебкама. Он установил ответственность за организацию, содействие и занятие секс-работой в прямом эфире при использовании специальных платформ. Моделей ждут штрафы на 10 тысяч сомов, а организаторов студий – 100-200 тысяч сомов или срок до трёх лет.  

 

В Казахстане официально запретили вебкам 5 сентября 2024 года. В законодательство ввели новую категорию преступлений, которая связана с торговлей людьми, а также расширили понятие услуг сексуального характера. Также криминализировано вовлечение в оказание сексуальных услуг, в том числе, несовершеннолетних, пропаганда и реклама секс-услуг и организация или содержание помещений для онлайн секс-работы.

 

По мнению Саманты, запрет на вебкам в Казахстане может привести к большему количеству штрафов и возможных задержаний.  

 

«Моей опыт работы с девушками из уязвимых групп, показывает, что секс-торговля несовершеннолетними и вебкам никак не связаны.


Даже если в Казахстане есть студии, которые уговаривают юных девушек и парней работать у них, то систему сайта обойти невозможно. Раньше так можно было делать, например, многие фотошопили документы, но сегодня нужно всё верифицировать очно или онлайн. Бывает, что студия предлагает работу, а в ходе дела девушка понимает, что она не хочет заниматься вебкамом, тогда она может свободно уйти. Никто никого не удерживает.

 

Думаю, новый закон будет использоваться против девушек. И за них никто не вступится. Вебкам может быть единственной безопасной сферой для зарабатывания денег для некоторых казахстанок, а запрет сделает их ещё более беззащитными. Он отнимет не только заработок, но и условия для комфортной жизни. Вариантов для трансгендерных девушек тоже остаётся очень мало, так как почти все они сейчас занимаются онлайн секс-работой. Как только запрет вступит в силу, они будут вынуждены выходить в офлайн. Придётся терпеть клиентов, которых никак нельзя будет поменять. Будет расти количество стресса, наркотических зависимостей, повысится склонность к суицидальному поведению.


Я считаю, если государство хочет как-то искоренить эту проблему и как-то помочь социализироваться женщинам, то нужно вкладывать деньги в психологическую помощь, в образование, а не просто запрещать их единственный доход. К тому же, следует начинать с клиентов, которые создают спрос».

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page