top of page
Фото автораShishkin_like

Во сколько Казахстану обходятся безопасные полёты


За несколько дней до наступления нового года под Актау потерпел крушение самолёт азербайджанских авиалиний. В результате катастрофы погибли 38 человек, среди которых шесть граждан Казахстана. Авиаинцидентов с таким количеством жертв на территории республики не было с 2019 года, когда под Алматы разбился самолет Bek Air. Тогда из почти сотни находившихся на борту погибли 12 человек. В минувшем декабре власти заявили, что расследование по этому случаю, вероятно, возобновится.


В целом же уровень соответствия Казахстана стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) достигает 82%, а с прошлого года в республике реализуется план по безопасности полётов. Документ разработала Авиационная администрация Казахстана, начавшая работу за несколько месяцев до трагического инцидента с бортом Bek Air. Наш редактор Маргарита Бочарова рассказывает, чем конкретно занимается эта организация, кто ей руководит, сколько бюджетных средств на неё уходило, и на что они преимущественно тратятся.


Когда и зачем была образована авиационная администрация?


Юридическое лицо, под которым сейчас работает администрация, было учреждено ещё в 2002 году. Сначала это был «Казавиализинг», затем «Казахстанская транспортная лизинговая компания», а в 2019 году оно было перерегистрировано в качестве авиационной администрации Казахстана.

 

Её учреждение произошло в рамках реформы казахстанской системы гражданской авиации на основе европейской модели. Суть заключается в том, что авиационной администрации отдали контрольно-надзорные функции в сфере гражданской авиации, а за профильным комитетом Минтранспорта оставили определение госполитики и стратегии, принятие НПА, тарифное регулирование отрасли, кадровые решения.

 

Авиационная администрация публикует отчётность о безопасности полётов в Казахстане. На сайте организации нам удалось обнаружить соответствующие документы за 2023 год и первое полугодие 2024 года. За шесть месяцев прошлого года администрация провела 477 проверок. За это время на территории республики произошло три авиационных происшествия (в результате одного из них погиб человек) и 41 авиационный инцидент. В администрации отметили, что по сравнению с аналогичным периодом 2023 года количество инцидентов увеличилось на 29% – в большинстве случаев причиной были конструктивно-производственные недостатки.

 

В 2024 году, пожалуй, наиболее весомым инфоповодом, связанным с авиационной администрацией, стало успешное прохождение ей технической оценки Федеральной авиационной администрации США. Это, как утверждается, позволит к концу этого года запустить прямое авиасообщение между двумя странами (при условии успешного аудита со стороны американских партнёров). Кроме этого, в прошлом году с Казахстана были окончательно сняты все ограничения по списку безопасности полётов в Европейский союз.

 

А что насчёт проверок отечественных авиакомпаний?

 

За пять лет инспекторы администрации выдали 41 сертификат эксплуатанта. В прошлом году организация, в частности, завершила все пять этапов сертификации авиакомпании FlyArystan, тем самым фактически отделив её от материнской Air Astana.


Самой громкой историей, связанной с отзывом сертификата эксплуатанта, остаётся кейс с Bek Air в 2020 году. В том же году был отозван сертификат у Sigma Airlines. В 2021 году такая же участь постигла ещё три авиакомпании – ТОО «Jenis Air», ТОО «Azee Air» и ТОО «Sunkar Air». В 2023 году министр транспорта докладывал о приостановке/отзыве сертификата ещё у семи операторов: B&K Aero, Jupiter Jet, AirControl, «Ак-Сункар», QazaqHelicopters, PoliaRis, «Южное Небо».


Из доступных судебных документов следует, что компании, подвергающиеся проверкам, предпочитают (за редким исключением) не оспаривать результаты работы авиаинспекторов. Однако в 2022 году B&K Aero попыталась в судебном порядке добиться отмены приказов «О приостановлении действия сертификата эксплуатанта» и «О приостановлении действия сертификата лётной годности» для своего самолёта. В результате суд пошёл навстречу истцу лишь во втором случае – оказалось, авиационная администрация вынесла приказ преждевременно в период действия режима чрезвычайного положения [имеются в виду январские события в Алматы].


Сколько средств из бюджета ежегодно получала авиационная администрация?


По данным последней финансовой отчётности тности организации, до середины 2023 года её деятельность полностью оплачивалась государством через «Казаэронавигацию». Последняя отчисляла в администрацию не менее 10% своей чистой прибыли. Из документов следует, что поступления в авиационную администрацию увеличивались практически ежегодно: 


2019 год – 1,6 млрд тенге;

2020 год – 2,6 млрд тенге;

2021 год – 2,6 млрд тенге [пандемия];

2022 год – 3,4 млрд тенге;

2023 год – 4,5 млрд тенге.


В 2023 году мы предпринимали попытку узнать, насколько выросла прибыль «Казаэронавигации» после начала российско-украинской войны, однако эту информацию в Комитете гражданской авиации отнесли к данным с ограниченным доступом.

 

Во второй половине того же года авиационная администрация перешла на самофинансирование. Для этого она начала оказывать платные услуги и взимать обязательные отчисления с поставщиков аэронавигационного оборудования, эксплуатантов аэродромов и гражданских воздушных судов за постоянный надзор над обеспечением безопасности полётов. В результате организация получила в своё распоряжение дополнительно 3,5 млрд тенге и впервые за последние четыре года закончила год без убытка (с прибылью почти 1 млрд тенге).

 

В 2024 году поступлений от платных услуг и обязательных отчислений, вероятно, стало ещё больше, так как размер налоговых отчислений авиационной администрации за год вырос сразу на 300%, достигнув 2,7 млрд тенге.

 

О каких платных услугах идёт речь?

 

В общей сложности речь идёт о 15 различных услугах. Для каждой из них установлены отдельные ставки платы, в основе которых лежит расчёт с использованием МРП. Например, в 2025 году стоимость некоторых услуг составляет:

 

★     за выдачу сертификата службе авиационной безопасности аэропорта (в зависимости от штатной численности) – от 708 до 924 тыс. тенге,

★     за выдачу свидетельства коммерческого пилота самолёта или диспетчера обслуживания авиационного движения – 39 тыс. тенге;

★     за выдачу сертификата эксплуатанта воздушных судов (в зависимости от их массы) – от 197 тыс. до 1,8 млн тенге за одно судно;

★     за выдачу сертификата лётной годности гражданского самолёта (в зависимости от массы и количества двигателей) – от 334 тыс. до 2,5 млн тенге;

★     за выдачу сертификата организации за оперативное техобслуживание воздушных судов (в зависимости от штатной численности) – от 1,4 до 1,8 млн тенге.

 

На что тратит деньги авиационная администрация?

 

По итогам 2023 года почти 66% всех операционных расходов – это заработная плата и связанные с ней налоги. В общей сложности на эти цели в тот год было потрачено 4,4 млрд тенге, а в организации официально числилось 198 сотрудников. На втором месте с 880,1 млн тенге значатся некие «информационные услуги», которых вовсе не было в структуре расходов за предыдущий 2022 год. На третьем месте – командировочные расходы (607,6 млн тенге).

 

Добавим, авиационная администрация как заказчик участвует в системе государственных закупок. В 2023-2024 годах она закупила товаров и услуг в общей сложности на 1,3 млрд тенге. В прошлом году половина всех закупок осуществлялась способом из одного источника. Внушительная часть потраченного – порядка 500 млн тенге – ушла АО «НК «QazExpoCongress» за аренду офисных помещений. Телеграм-канал «Чёрный лебедь, рак и щука» в прошлом году подробно рассказывал, на какие средства выживает компания-владелец всех помещений ЭКСПО-2017.

 

На втором месте по сумме контрактов и в 2023, и в 2024 году были ивент-услуги. Больше 160 млн тенге в авиационной администрации потратили на организацию нескольких отраслевых мероприятий – например, пленарного заседания JARUS для популяризации беспилотной авиации в Центральной Азии и регионального семинара ИКАО по оценке рисков и зонам конфликта.

 

Такая международная активность не случайна: в одном из интервью глава авиационной администрации заявил, что одной из его целей на этом посту является «разместить Казахстан на авиационной карте мира».

 

Кто руководит авиационной администрацией?

 

С апреля 2022 года организацией руководит 51-летний выходец из Румынии Каталин Раду. В разные годы он был директором гражданской авиации Румынии, возглавлял Европейскую конференцию гражданской авиации, работал заместителем директора ИКАО по безопасности полётов.

 

Раду – непубличный топ-менеджер, его имя редко появляется в информационном пространстве. Последний раз это произошло осенью 2023 года, когда в соцсетях появилась информация о якобы затеянной им драке в одном из алматинских заведений. Резонанс достиг министра транспорта Марата Карабаева, который сообщил журналистам, что с Раду «проведена беседа» на предмет соблюдения этики в нерабочее время.

 

На том же брифинге у министра поинтересовались его мнением насчёт того, что работающий в Казахстане Раду получает зарплату в разы выше, чем граждане республики. Карабаев в ответ сослался на требования ИКАО, согласно которым в сфере гражданской авиации должны работать специалисты мирового уровня. По данным из депозитария финотчётности, за 2022 год Раду получил вознаграждение в размере 121,7 млн тенге, за 2023 год – 179,6 млн тенге. Сам он не так давно заметил, что его приход в администрацию (и связанная с этим реорганизация) позволила увеличить уровень зарплат сотрудников.


Подписаться на @Shishkin_like

bottom of page