Где в мире применяют искусственный интеллект в сфере образования?
- Ayel
- 25 февр.
- 3 мин. чтения

Пока одни казахстанские чиновники откровенно опасаются использования технологий Искусственного Интеллекта (ИИ) в сфере образования, другие рапортуют о его скорейшем внедрении.
Еще в декабре депутат Магеррам Магеррамов говорил вреде использования детьми в школах ChatGPT. По мнению Магеррамова, из-за применения ИИ может сформироваться поколение, «которое не будет способно оперативно реагировать и решать сложные задачи, которые встанут на их жизненном пути». Но уже в феврале стало известно о новых нормах, согласно которым в каждый школьный предмет интегрируют виды работ, связанные с применением различных технологий на базе искусственного интеллекта.
Вчера же во время брифинга СЦК директор Департамента цифровизации Миннауки Нурсултан Махатов сообщил о планах по созданию вопросов Единого национального тестирования (ЕНТ) с помощью ИИ.
Kursiv.Media пишет, что по словам Махатова, сейчас идет работа над реализацией пяти проектов, которые будут работать на базе национального ИИ.
«Они включают в себя чат-бот AI Talapker. Он обеспечит консультативную поддержку по нормативным правилам проведения ЕНТ в 2025 году, предоставления статистической информации и ответов на вопросы о поступлении на гранты».
По мнению чиновника, ИИ «поможет повысить академическую честность при сдаче ЕНТ и разрабатывать задания и вопросы для тестов».
Где в мире используют ИИ в сфере образования?
В 2022 году в Германии, в одной из школ города Гютерсло работу с GPT-3 включили в программу занятий, и более того — это стало экзаменационным заданием.
На сайте Skillbox отмечается, что ученики разбирались в плюсах и минусах алгоритма, а также учились с ним взаимодействовать. К экзамену они выяснили что GPT-3 далеко не всегда выдаёт верную информацию: «он подвержен стереотипам, допускает грамматические и стилистические ошибки. В общем, к результатам его труда нужно относиться критически.
То есть задача школьников по сути – развить критическое мышление:
«Они выполняли два задания: писали сочинение на определённую тему и подкрепляли своё мнение аргументами, а затем рефлексировали над использованием алгоритма. В основном он «помогал» школьникам с идеями, обоснованием аргументов и контраргументами. Правда, потом на помощь приходилось «звать гугл», чтобы проверить правильность написанного GPT-3. Если текст он сформировал верно и грамотно, то его можно смело включать в сочинение».
В прошлом году сообщалось, что Китай будет совершенствовать систему обучения искусственному интеллекту (ИИ) для молодого поколения, «чтобы подготовить его к эпохе новых технологий».
«Министр образования Хуай Цзиньпэн сравнил искусственный интеллект с «золотым ключом» для системы образования, подчеркнув его потенциал в формировании будущего образования, которое открывает как возможности, так и проблемы.
В феврале страна выбрала 184 школы в качестве пилотных площадок для изучения концепций, моделей и программ в сфере образования, связанного с искусственным интеллектом, с целью разработки показательных примеров и опыта, которые можно будет распространить в более широком масштабе», - писало издание news.cgtn.com.
В этом году внедрить учебники на основе ИИ планируют в Южной Корее.
По информации Rg.ru о полной замене функций учителя нейросетями речь пока не идет, но корейское правительство активно продвигает проект учебников на основе искусственного интеллекта. Начало их активного внедрения запланировано на 2025 год, а еще через три года они должны будут полностью заменить привычные пособия по всем предметам.
«Нововведение вызвало в Южной Корее острые дебаты. Среди его достоинств эксперты называют возможность организации более специализированного, учитывающего особенности каждого конкретного ученика подхода к обучению. Кроме того, это дает шанс учащимся заранее подготовиться к урокам, а на самих занятиях уже обсуждать прочитанное совместно в формате критических дискуссий», - пишет издание.
В Италии в десятках школ в 2024 году стартовал пилотный проект по внедрению ИИ в учебный процесс. Euronews рассказывало – ИИ-ассистенты на планшетах и компьютерах будут помогать детям и во время уроков, и при выполнении домашних заданий.
Инициаторы надеются сделать обучение более индивидуальным, с учётом особенностей каждого ребёнка.
«Искусственный интеллект не просто указывает на ошибку, он также подсказывает ученику, над какой темой ему нужно поработать, предлагает дополнительные материалы по этим предметам. Это поможет учащимся понять, какие у них слабые места в процессе обучения», - сказал директор одной из школ, где запущен проект.
В Великобритании Департамент Образования собирается применять ИИ для снижения рабочей нагрузки учителей. В документе говорится, что «генеративные инструменты ИИ могут сделать определённые письменные задачи быстрее и точнее, но не могут заменить суждения и глубокие предметные знания эксперта».
Вместе с тем новое глобальное исследование ЮНЕСКО, в котором приняли участие более 450 школ и университетов, показало, что менее 10% из них разработали институциональную политику и/или официальные рекомендации по использованию приложений генеративного ИИ.
Организация настаивает на том, что правительства должны регламентировать применение генеративных нейросетей в образовании:
«ЮНЕСКО рекомендует школам и университетам активно предоставлять рекомендации и помогать учащимся и преподавателям лучше понимать эти технологии и последствия их использования».
Фото: CFP
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz