top of page

Дубайская недвижимость жен и детей казахстанских чиновников

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like

Дубайские архивы считаются закрытыми, однако иногда происходят утечки - и мы узнаем интересные вещи. Вот и сейчас счастливых обладателей дубайской недвижимости из числа бывших и действующих чиновников Казахстана раскрыло «Радио «Азаттык». В Дубае можно встретить семьи четырех экс-министров МВД – Тургумбаевых, Касымовых, Турисбековых, Мухамеджановых. Здесь же имеют дома и квартиры семья экс-спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина, а также многие депутаты Мажилиса и маслихатов.


Как пишет «Азаттык», расследование строится на базе данных, предоставленной американской некоммерческой организацией C4ADS. Из реестра следует, что 1550 граждан Казахстана владеют 2700 объектами в Дубае общей стоимостью более 1 млрд долларов. При этом в комитете госдоходов Казахстана изданию сообщили, что на первом этапе всеобщего декларирования недвижимость в ОАЭ задекларировали всего 40 человек (60 объектов). Мы, в свою очередь, надеемся, что среди них есть и герои этого расследования.


Напомним, что ранее портал Vlast.kz тоже публиковал расследование на эту тему совместно с OCCRP и норвежским E24 – «Дубай: другая столица Казахстана».


Семья Нигматулиных 


У экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина недвижимостью занимается жена. У Венеры Баймурзаевой в Дубае около 50-ти квартир, по всей видимости, инвестиционных. Это квартиры премиум-класса, коттеджи и апартаменты стоимостью от 500 тыс. долларов и выше, а их общая стоимость – более 5,5 млн долларов. Этой недвижимостью Венера Баймурзаева владеет совместно с Магдой Идрисовой, женой бизнесмена Динмухамета Идрисова. Нигматулины приходятся им сватами.


Кстати, в Казахстане у Венеры Баймурзаевой есть компания Capital Estate Group, которая занимается арендой и управлением недвижимостью. Она выплатила 103 млн тенге налогов в прошлом году и 66 млн тенге за 9 месяцев 2024 года. 

У Нурлана Нигматулина также есть брат Аргын Нигматулин. На имя его жены Найле Бельбаевой зарегистрирована квартира в комплексе Bahar площадью 70 кв. м. Цена — 380 тыс. долларов (около 170 млн тенге).


Почитать про бизнес-империю семьи Нигматулиных можно в нашем обзоре.  Напомним, главный их актив – предприятие по производству удобрений «Казфосфат», совладельцами которого являются сыновья Нурлана Нигматулина Нурхан и Нуржан Нурлановы. Брат-близнец экс-спикера Мажилиса, Ерлан Нигматулин – совладелец угольного месторождения «Каражыра» и нескольких заводов в Карагандинской области.


Недвижимость депутатов, бывших и действующих 


Семья депутата Мажилиса Берика Бейсенгалиева владеет 12-ю объектами недвижимости (номера, апартаменты) в отелях Sky Central и Tfg Marina. Оценочная стоимость – 1 млн долларов (450 млн тенге).

Депутат Бейсенгалиев до 2009 года работал в банковской сфере и около трёх лет в частном бизнесе, входил в совет директоров АО НК «КазМунайГаз», занимал руководящие должности в квазигосударственных структурах. С 2018 по 2019 год был вице-министром сельского хозяйства.


Депутат Мажилиса Самат Мусабаев владеет двумя номерами в отеле Sky Central стоимостью около 200 тыс. долларов (100 млн тенге).

 До 2020 года, по данным сервиса Adata.kz, Мусабаев работал генеральным директором строительной компании «Корпорация Каспий Строй Сервис» и руководил рядом других строительных компаний. На сайте Парламента в официальной биографии сказано, что компании  под его руководством строили  социально значимые объекты по госзаказу и заказам компаний NСРОС и «Казахстан Темир Жолы». 


Долорес Пшембаева, дочь экс-депутата Мейрама Пшембаева, владеет недвижимостью в комплексе Dream Palm Residence стоимостью около 800 тыс. долларов (400 млн тенге). Впрочем, как пишет «Азаттык», Пшембаев говорит, что его дочь продала эти апартаменты семь лет назад.

Долорес Пшембаева является крупным бизнесменом – она учредитель АО «Павлодарский речной порт», которое получает крупные госконтракты и ещё более десятка компаний.


Сагинтай Елюбаев, отец экс-депутата Мади Елюбаева, владеет тремя объектами недвижимости в Дубае стоимостью около 650 тыс. долларов (300 млн тенге). Он также является учредителем Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова, где долгое время строил карьеру его сын. Университет, по данным Adata.kz, выплатил 2,2 млрд тенге налогов с 2015 года, из них 381 млн тенге в 2023 году. 


Алёна Шенесары, невестка Гульжаны Карагусовой, бывшего депутата Мажилиса и бывшей главы комитета по финансам и бюджету, в 2007–2021 годах владела квартирой в комплексе North Residence на острове Palm Jumeirah. Рыночная цена недвижимости составляет около 2,17 млн долларов (1 млрд тенге).


Депутаты Маслихатов 


Бауржан Смаилов, бывший депутат Мажилиса, а ныне депутат маслихата города Астаны, приобрёл квартиру в районе Marsa Dubai (Elite Residence, стоимость около 350 тыс. долларов или 150 млн тенге). 


Апартаменты в здании Azizi Feirouz стоимостью около 100 млн тенге приобрёл Даулет Дускужанов, сын предпринимателя из Семея и экс-депутата маслихата Восточно-Казахстанской области Асемкана Дускужанова. Об активах этой семьи, которая зарабатывает на госконтрактах, мы писали здесь.


В здании Sadaf квартиру купил экс-депутат маслихата города Алматы Мурат Адильханов. Оценочная стоимость недвижимости — 100 млн тенге. 


Экс-депутаты маслихата Западно-Казахстанской области от партии «Ауыл», бизнесмены отец и сын Темиргали и Сайран Ескендировы владеют квартирами в жилом комплексе The Matrix. 


Бывший депутат маслихата города Семея Амиржан Ахмеджанов купил недвижимость в жилом комплексе Marina Pinnacle. Стоимость таких квартир оценивается в 340 тыс. долларов (150 млн тенге).


О депутатах маслихатов, которые принимают местные бюджеты, а затем сами же их осваивают через подконтрольные им компании, мы рассказываем в цикле материалов «Люди с неограниченными возможностями».


Недвижимость судей и силовиков 


В другой части расследования радио «Азаттык» рассказывает про недвижимость людей, занимающих руководящие должности в силовых структурах, судах, а также их близких родственников.


Активы в Дубае есть у четырех экс-руководителей МВД. Сын ныне осужденного генерала Ерлана Тургумбаева - Марлен Тургумбаев владеет офисом в Дубае стоимостью около 700 тыс. долларов (300 млн тенге). В открытых источниках информации о генерале и его семье не так много, но, тем не менее, мы посвятили им отдельный обзор.


У семьи Калмуханбета Касымова, который также был министром внутренних дел, есть квартира в районе Discovery Gardens. Ее цена – около 200 тыс. долларов (100 млн тенге). 


На острове Palm Jumeirah есть вилла семьи Бауржана Мухамеджанова оценочной стоимостью 16–32 млн долларов (7-15 млрд тенге).


У Аскара Турисбекова, сына другого бывшего министра внутренних дел Заутбека Турисбекова, две квартиры. Одна в комплексе Botanica Tower, другая — в Ontario Tower. Их «Азаттык» оценивает в 900 тыс. долларов (400 млн тенге).


На Palm Jumeirah есть и вилла семьи экс-генерального прокурора Рашида Тусупбекова. Недвижимостью владеет его невестка Жанна Тусупбекова. Ее муж Жанат Тусупбеков занимал руководящие должности в «КазМунайГазе».  


Здесь же, на Palm Jumeirah, есть недвижимость Кайрата Мами, экс-генерального прокурора и председателя Верховного суда. Одна квартира в резиденции Royal Amwaj зарегистрирована на его супругу Макбал Ахметову. Цена - не менее 1,2 млн долларов (500 млн тенге). Ещё одной квартирой премиум-класса владеет их сын Мирас Мами. Цена таких квартир начинается от 1,1 млн долларов (500 млн тенге).


Подписывайтесь на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page