top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

Закон о защите прав потребителей: какие новшества ждут казахстанцев?

 

Вернувшийся с каникул мажилис одобрил в первом чтении проект закона «О защите прав потребителей» в новой редакции и сопутствующие ему документы.


Представляя законопроекты, министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев заявил, что в действующем закон о защите прав потребителей имеются правовые недочеты, которые «не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей». Основные из них:

 

  • четырёхэтапный порядок рассмотрения жалоб потребителей создает барьер для реализации их правна судебную защиту, так как потребители прежде, чем обратиться в суд, вынуждены вначале пройти все предыдущие этапы;

 

  • сфера действия закона ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами;

 

  • Комитет по защите прав потребителей не может реагировать на нарушения и принимать меры в таких сферах, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические услуги, услуги связи и др.;

 

  • внедренная для автоматизации процесса приема и рассмотрения бизнесом обращений потребителей информсистема E-tutynushy не дала ожидаемого эффекта ввиду добровольной регистрации в ней – сегодня в ней зарегистрировано всего 872 субъекта предпринимательства;

 

  • за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение, которое недобросовестных бизнесменов не пугает.

 

- Необходимость совершенствования закон о защите право потребителей подтверждается и статистикой ежегодного роста обращений недовольных действиями недобросовестного бизнеса и уровнем защиты своих прав, но все более грамотных и взыскательных потребителей. Так, в 2021 году в Комитет по защите прав потребителей поступило 25 тыс. обращений потребителей, в 2022 году - 30 тыс. В 2023 году их количество возросло до 51 тыс. В другие госорганы количество обращений также выросло. В 2021 году их было 45 тыс., в 2022 году 47 тыс., а в 2023 году превысило 74 тыс., - сказал Арман Шаккалиев.


Новая редакция закона предусматривает ряд новшеств. К примеру, вводится институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который сможет оказывать потребителям консультационную помощь, обращаться в суд с иском в защиту их прав и законных интересов и т.д. Назначать на эту должность и освобождать от неё будет министр торговли и интеграции. Срок полномочий омбудсмен составит 4 года, работать он будет на общественных началах, то есть без зарплаты.

 

Еще один важный момент: из числа невозвратных товаров исключаются медицинские изделия имобильные телефоны. Кроме того, исключена 100% невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании.

 

Новый закон значительно упрощает систему рассмотрения жалоб потребителей. Теперь у них появится выбор способов защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, обратиться в госорган для привлечения продавца к ответственности либо обратиться в арбитраж, к медиатору или в общественные объединения потребителей, ассоциации, к омбудсмену.

 

Вводится также гражданско-правовая ответственность предпринимателей в пользу потребителей, чьи права были нарушены и не разрешены на досудебном этапе. Суд будет взыскивать с продавца (изготовителя, исполнителя) штраф в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Размер штрафа будет составлять от 10% до 50% от суммы иска.

 

Законопроекта содержит нормы и о защите прав потребителей в онлайн-торговле. В этой связи электронные торговые площадки должны будут предусмотреть внутренние процедуры допуска для продавцов, в рамках которых будут заключаться договоры по соблюдению требований по защите прав потребителей. При поступлении жалобы потребителя на продавца электронная торговая площадка должна будет принять меры по восстановлению прав потребителя.

Эта норма позволит привлекать бизнесменов к административной ответственности. Например, отказ от предоставления покупателю необходимой информации о товаре, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий повлечет штраф от 6 до 30 МРП для предпринимателей. Физлицам же грозит предупреждение или штраф в размере 2 МРП.

 

Кроме того, маркетплейсы обяжут перевести интерфейсы на казахский язык.

 

- У нас есть шесть основных площадок, туда входит Ozon и Wildberries. Есть электронная доска. Мы собираем всю информацию с этих площадок. В нашем законодательстве есть требования о том, чтобы вся информация была на казахском языке, – сказал глава Минторговли. 

 

P.S. Сегодня мажилис принял в работу и другиезаконопроекты. В их числе:

 

  • новый Налоговый кодекс и сопутствующие поправки по вопросам налогообложения;

 

  • о республиканском бюджете на 2025-2027 годы и гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2025-2027 годы;

 

  • по вопросам развития столицы и городов республиканского значения;

 

  • о ратификации Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям;

 

  • о ратификации Соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Сингапуром с сопутствующим рамочным соглашением о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве;

 

  • о ратификации Соглашения между правительствами Казахстана и Катара об установлении долгосрочного стратегического партнёрства для развития проектов в приоритетных отраслях.

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page