top of page

Кадровая политика в Казахстане и в мире

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 3 дня назад
  • 3 мин. чтения


Недавнее назначение экс-министра юстиции Азамата Ескараева послом Казахстана в Индии в очередной раз подсветило давно наметившуюся в Казахстане тенденцию, когда высокопоставленные чиновники пересаживаются в кресла дипломатов и наоборот.

 

Ситуации, когда бывшие министры и акимы становились послами, случались и при прежнем руководстве страны. К примеру, в 2013 году Бауыржан Мухамеджанов, прежде занимавший посты министра юстиции и акима Мангистауской области, был назначен послом Казахстана в Литве и Латвии по совместительству, а затем в Грузии. «Соловей» Елбасы Ермухамет Ертысбаев, долгое время возглавлявший министерство культуры и информации, в тот же период стал послом Казахстана в Грузии, а позже – в Беларуси. Тем не менее такие кадровые перестановки были скорее исключением из правил и рассматривались либо как политическая ссылка, либо как возможность спокойно дожить до пенсии.

 

Но с приходом президента Касым-Жомарта Токаева, который, напомним, сам в прошлом – дипломат, подобная ротация происходит все чаще и уже воспринимается по-другому. Вот лишь несколько примеров:

 

  • бывший министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов в октябре 2022 года был назначен послом Казахстана в Узбекистане;

 

  • бывший аким Акмолинской области и заместитель руководителя Администрации президента Малик Мурзалин в декабре 2022 года получил должность посла в Грузии;

 

  • экс-министр информации и общественного развития Даурен Абаев в июле 2023 года возглавил посольство Казахстана в России;

 

  • экс-аким Астаны и заместитель премьер-министра Алтай Кульгинов в марте 2024 года назначен послом в Эстонии;

 

  • бывший министр энергетики и аким Мангистауской области Нурлан Ногаев в июне 2024 года стал послом в Туркменистане.


Есть также немало случаев, когда бывшие послы становятся акимами или руководителями центральных госорганов:

 

  • экс-посол в Казастана в Узбекистане Дархан Сатыбалды в 2022 году был назначен акимом Туркестанской области;

 

🔘Ермек Кошербаев, прежде занимавший должность посла Казахстана в России, в 2023 году стал акимом Восточно-Казахстанской области, а недавно – вице-премьером;

 

🔘Бейбит Исабаев, в свое время занимавшие посты посла в Пакистане, Турции и Албании, Кыргызстане и Азербайджане, в 2022 году стал акимом новой Жетысуской области.

 

➡️ Такую практику можно объяснить несколькими факторами. Во-первых,  перемещение проверенных кадров на различные посты позволяет сохранять управляемость и преданность системе. Тем более что большинство нынешних чиновников начинали карьеру еще при Нурсултане Назарбаеве, и «своих» людей у Касым-Жомарта Токаева все еще не слишком много. Во-вторых, чиновники с большим опытом внутреннего управления могут эффективно представлять интересы страны за рубежом.  В-третьих, перевод на дипломатические должности может быть способом мягкой смены руководства без явных признаков наказания.

 

➡️ Однако есть и риски. К примеру, не все чиновники обладают необходимыми дипломатическими навыками, что может негативно отразиться на внешнеполитической деятельности страны.  Кроме того, назначение на посольские должности лиц без дипломатического опыта может демотивировать сотрудников МИД, посвятивших дипломатии всю свою карьеру.  Ну и самый очевидный вывод, постоянно озвучиваемый экспертами и политологами: круговорот одних и тех же лиц на высоких постах препятствует притоку свежей крови, что грозит застоем.

 


Международный опыт

 

В России случаи перехода между дипломатическими и государственными должностями встречаются, но не являются массовыми. Например, экс-министр внутренних дел и депутат Государственной думы Борис Грызлов является послом РФ в Беларуси. Однако такие примеры скорее исключение, чем правило. Так, в российском правительстве нет ни одного дипломата, за исключением министра иностранных дел Сергея Лаврова – для такой должности опыт работы в диппредставительствах обязателен.


➡️ В США подобные ситуации тоже имеют место. Например, в начале апреля Сенат утвердил бывшего исполняющего обязанности генерального прокурора Мэттью Уитакера на должность постоянного представителя США в НАТО. В то же время случаи, когда карьерные дипломаты переходят на высокие государственные должности, встречаются реже.

 

➡️ В европейских странах переходы между дипломатическими и государственными должностями также имеют место, но их частота зависит от конкретной страны и ее традиций. Например, Мартин Зельмайр, ранее занимавший пост генерального секретаря Европейской комиссии, был назначен послом ЕС в Австрии. Однако в целом в Европе наблюдается тенденция к сохранению профессиональной дипломатической карьеры без частых переходов в другие сферы государственной службы.

 

➡️ В целом международный опыт показывает, что практика ротации между дипломатическими и государственными должностями существует во многих странах, но ее масштабы и частота варьируются в зависимости от национальных традиций и политической культуры. Ну, и от политики высшего руководства страны.

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page