Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом между Казахстаном и Китаем с января по май 2024 увеличился на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 12,8 млн тонн, подсчитали специалисты «Казахстан темир жолы».
Экспорт казахстанских товаров в КНР вырос на 1 млн тонн и составил 5,7 млн тонн. Из Казахстана в Китай по железной дороге экспортируются:
металлическая руда – 3,3 млн тонн (+37 тысяч тонн)
уголь – 82,5 тысячи тонн (+79 тысяч тонн)
черные металлы – 447 тысяч тонн (+296 тысяч тонн)
нефть – 125 тысяч тонн (+90 тысяч тонн)
химические грузы – 43 тысячи тонн (+21 тысяча тонн)
продукты перемола – 282 тысячи тонн (+50%)
цветные металлы – 279 тысяч тонн (+50%)
растительное масло – 81,3 тысячи тонн (+28%)
Казахстан – важный транзитный партнер для транспортировки грузов между Китаем и Европой – страны сотрудничают в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Через страну проходит:
автотехника
текстиль
строительные материалы
растительные масла
металлическая руда
химические средства
медицинское оборудование
Грузы обрабатывают на железнодорожных переходах казахстанско-китайской границы Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос, общей мощностью перевозок 28 млн тонн в год. С вводом в эксплуатацию третьего железнодорожного пункта пропуска Бахты – Чугучак объем перевозок между Китаем и Казахстаном вырастет до 48 млн тонн в год.
Для развития транзитно-транспортного потенциала страны КТЖ построит 1300 км новых железных дорог, в том числе уже в этом году будет введена в эксплуатацию двухпутная линия Достык-Мойынты, которая увеличит пропускную способность участка в 5 раз.
КТЖ в апреле текущего года запросил очередное повышение своего тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети более чем на 20%, заложив в тарифной смете прирост на 73 млрд тенге. А в июне бывший премьер-министр Алихан Смаилов, занявший пост председателя Высшей аудиторской палаты, заявил, что компания не способна оплачивать свой обязательства, находясь в «красной» зоне кредитного риска с долгом на начало 2024 года 2,9 трлн тенге.
В мае Казахстан и Китай объявили о запуске автоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Подписанное в 2023 соглашение позволяет автотранспорту двух стран напрямую добраться во все крупные торговые города, а также совершать транзитный проезд. Путь вместо трех недель по железной дороге может быть сокращен до 12 дней, грузы доставляются «от двери до двери» без промежуточной погрузки/выгрузки.
Кроме того, в середине июня Казахстан и Европейский союз запустили Координационную платформу Среднего коридора, направленную на расширение функционала ТМТМ, чтобы превратить его в мультимодальный и конкурентный маршрут, связывающий Европу с Азией за 15 дней или менее.
Напомним, по итогам 2023 Китай стал крупнейшим торговым партнером РК, опередив Россию. Объем двусторонней торговли между РК и КНР в минувшем году достиг $31,5 млрд (+30,1%), включая экспорт Казахстана – $14,7 млрд (+12,6%). При этом за январь-апрель 2024 года товарооборот составил $9 млрд, увеличившись на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Подписывайтесь на qara_aqqu