top of page
  • Фото автораСвидетель.kz

Как в 2023 году боролись с коррупцией в Казахстане?





 Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикор) опубликовало доклад о состоянии коррупции в стране за 2023 год.


 


В докладе подробно расписаны мероприятия по профилактике, включая sms-оповещения о вреде коррупции, размещение баннеров, билбордов, раздачу листовок, круглые столы, антикоррупционные спектакли, сериал о работе Антикора на телеканале «Хабар», статьи министров и акимов на антикоррупционную тематику в СМИ (всего 266 статей от чиновников) и так далее. Но наибольший интерес представляют результаты не профилактики, а практической работы, которые заставляют задуматься не только о масштабах коррупции в стране, но и о попустительстве со стороны правительства и дырах в законодательстве.



Об этом говорит проведённый анализ коррупционных рисков в различных сферах.


 


«Свидетель» решил выделить ключевые тезисы из доклада.


 

Среднее образование



Установлены системные коррупционные риски на этапах планирования и освоения бюджетных средств:


 


Основная доля похищаемых бюджетных средств приходится на фонд оплаты труда педагогов за счёт необоснованного завышения бюджетной заявки.


 


Ключевую роль в хищении играли директора и бухгалтеры школ, которые, используя уязвимости программ бухгалтерского учёта и государственных информационных систем, похищали из зарплатного фонда многомиллиардные бюджетные средства.


 


Бесконтрольно вносились любые изменения, в том числе фиктивные данные посторонних лиц и др.


 


В июне 2024 года Антикор сообщал, что по данной схеме по всей стране было похищено 15 млрд тенге.


 


Факты


 


В Талдыкоргане на протяжении 2,5 лет действовала преступная группа, в которую входили руководитель, главный и расчётный бухгалтеры отдела образования, а также 13 бухгалтеров школ. Бухгалтеры похищали бюджетные средства из фонда оплаты труда, а руководитель городского отдела образования прикрывал их за взятки. Доказано получение им 280 млн тенге.


 


При задержании у главного бухгалтера отдела образования изъят почти 1 млрд тенге (и это без учёта потраченных за 2,5 года денег).


 


Что сделано для устранения схемы


 


Внесены поправки в Правила составления бюджетной заявки, согласно которым формирование бюджетных заявок переведено в цифровой формат.


 


С августа 2023 года Министерством финансов реализуется пилотный проект «Единое хранилище данных бухгалтерских операций». Проект предусматривает единую стандартизацию бухучёта, проведение электронного аудита и применение превентивных мер за счет настройки индикаторов риска. Пилот планируют завершить в декабре 2025 года.


 


Минпросвещения провело интеграцию Национальной образовательной базы данных с информационной системой министерств юстиции, здравоохранения и труда. Это позволит бухгалтерским системам сверять сведения по персональным данным, больничным листам и занятости.


 


В целях исключения «мёртвых душ» в минимальные требования к объектам образования включена норма о внедрении системы фиксации посещения работниками учреждений образования, в том числе по биометрическим данным. Такая система уже работает в 141 школе и 25 колледжах. На 2024 год из бюджета выделено 408,9 млн тенге для запуска системы ещё в 216 учреждениях образования.



Хотели как лучше…


 


Экс-министр образования, а ныне депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов, при котором в 2019 году начался рост учительских зарплат, недавно отметил, что реформы, связанные с зарплатами, принесли свои положительные плоды.


 


- На самом деле сейчас зарплаты учителей на хорошем уровне. Это оказало огромное влияние на отрасль. Всего одна информация: когда раньше сдавали ЕНТ, минимальный балл был 50, а максимальный – 140. Тогда выпускники, набравшие 55 баллов, шли на педагогику. Если каждый, кто плохо учился в школе, пойдёт учителем, каким специалистом он будет завтра?

– спросил Аймагамбетов.


 


Однако, судя по докладу Антикора, команда экс-министра проявила некомпетентность, в своё время не заметив и не устранив коррупционные риски хищений.


Ведь ещё в 2020 году Антикор докладывал, что количество коррупционных преступлений в сфере среднего образования, в том числе хищений за счёт зарплатного фонда, выросло на 20%. Только тогда речь шла о сотнях миллионах, сейчас – о десятках миллиардов.




 


Высшее образование


 


Если в среднем образовании речь идёт о хищении денег, то коррупционные риски в высшем образовании – это уже о жизни и здоровье людей, а то и угрозе нацбезопасности.


 


Что хотели


 


Частичную академическую свободу вузы страны получили в 2018 году при министре образования Ерлане Сагадиеве. Цель реформы – повышение конкурентности вузов, которые должны повышать качество образования и тем самым привлекать в свои стены студентов в открытом и здоровом соперничестве.


 


Асхат Аймагамбетов, сменивший Сагадиева на посту министра, довёл самостоятельность вузов до 85%. Кроме индивидуальных образовательных программ и свободного открытия факультетов по любым специальностям, Аймагамбетов продвинул идею отказаться от дипломов государственного образца, в 2021 году разрешив вузам выдавать дипломы своего производства.


 


- Теперь работодатели будут обращать больше внимания на компетенции выпускника, а не на его диплом. При трудоустройстве главную роль будут играть репутация и имидж самого вуза. Дипломы фактически станут олицетворением успешности и узнаваемости высшего учебного заведения,

сказал тогда Асхат Аймагамбетов.


 


Что получилось


 


Установлены риски, связанные с отсутствием контроля за движением бланков дипломов, несовершенством информационных систем, недостаточностью госконтроля.


 


Подлинность диплома подтверждается наличием записи в НОБД, доступ к которой для внесения сведений и их корректировки был предоставлен 2,6 тыс. работникам вузов. Ещё 550 работников вузов, в том числе тех, чья деятельность не связана с методико-организационной работой (помощники проректоров, преподаватели, магистры и т.д.), были наделены правом генерации QR-кодов для дипломов.


 


При выборочном изучении установлено, что в 19 вузах установлено 2 733 лица, числящихся в НОБД, но отсутствующих в документах и базах данных вузов. Не исключаются риски, что данные расхождения могут быть связаны с легализацией поддельных дипломов.


 


Имелась возможность для включения выпускников задним числом в базу данных дипломов, поскольку система этого не запрещала и не предусматривала функцию прикрепления документов.


 


Установлено 1 143 диплома, выдача которых учебными заведениями


не подтверждена (1 028 – работники сферы образования, 78 – здравоохранения, 31 – квазигосударственного сектора, 6 – госслужащие).


 


Установлен аномальный двукратный рост количества выпускников в 10 вузах (2020 г. – 24 113, 2021 г. – 45 947, 2022 г. – 49 604), а в отдельных из них – в 4 раза (если в 2020 году в Шымкентском университете было выпущено 2 002 студента, то в 2021 году – 8 213).


 


Выявлено 1 243 выпускника, получивших высшее образование всего


за год (вместо установленных для них 2-5 лет). Одной из причин подобных фактов является право вузов самостоятельно определять сроки сокращённого обучения. При этом исчерпывающий перечень документов, виды обучения, подлежащие признанию, не были закреплены, что позволяло вузам выпускать специалистов в любой срок.


 


Что сделано для устранения рисков


 


Введена норма по обеспечению достоверности данных в НОБД


о выданных дипломах (теперь вузы несут ответственность за внесённые сведения).


 



 



Алматинские горы


 


Любопытным в докладе Антикора является и информация о результатах анализа строительства и выделения участков в предгорных зонах Алматы.



В частности, выявлены системные коррупционные риски в процессах изменения градостроительных документов и целевого назначения земель, строительства объектов, изъятия земель для государственных нужд. Акимат Алматы сейчас решает те проблемы незаконного строительства (снос отдельных зданий и целых ЖК, многочисленные суды по возвращению земли государству), которые сам и создал.


 


Факты


 


Установлена практика «двойных» стандартов при принятии решения


об изменении целевого назначения земли. Почти в каждом третьем случае заявителям сначала отказывали в изменении целевого назначения, а затем этим же лицам выдавали положительные решения. Причиной послужило несоответствие региональных актов нормам Земельного кодекса и в целом пробелы в законодательстве.


 


Все эти недостатки позволяли должностным лицам акимата менять целевое назначение земельных участков по своему усмотрению,


а землевладельцам – строить жилые дома и комплексы без уплаты разницы кадастровой стоимости. В результате имеющихся пробелов вместо садовых домиков строились многоквартирные жилые комплексы.


 


Выявлены факты фиктивного ввода в эксплуатацию зданий для последующего получения земли в частную собственность, а также выкупа земли для госнужд по необоснованно высокой цене.



Только по двум случаям сумма завышения стоимости земли составила порядка 4,7 млрд тенге.


 


Есть факты застройки в санитарно-охранных зонах. По информации МЧС, в опасной зоне схода лавин, оползней и селей находятся около 5 тыс.строений, что несёт угрозу безопасности более 29 тысяч жителей.


 


Что сделано для устранения рисков


 


Установлен запрет на дальнейшее строительство в 6 микрорайонах Алматы.


 


Отвод земель и застройка в пределах границ объектов будут осуществляться с обязательным проведением изыскательских работ, что позволит обеспечить соблюдение законодательства в сфере чрезвычайных ситуаций и безопасность населения при строительстве.


 


В должностные инструкции архитекторов введена ответственность


за невыполнение сверки снимков участков с Генпланом, проектом детальной планировки и схемой функционального зонирования (ранее такая ответственность отсутствовала).


 


Иле-Алатауским национальным парком проводятся работы по разработке естественно-научных и технико-экономических обоснований для установления охранной зоны парка. По их результатам акиматом впервые будет принято постановление об установлении такой зоны. Это позволит ограничить негативное воздействие на особо охраняемую природную территорию.


 


В мажилис на рассмотрение внесено 4 законопроекта, которые предусматривают:


 


усиление ответственности органов государственного архитектурно-строительного контроля,


 


внедрение контроля строительства через ИС «е-Qurylys»,


 


согласование градостроительных проектов с МЧС,


 


недопущение срезки горных массивов,


 


регламентацию понятий «таунхаус», «индивидуальный жилой дом» и «многоквартирный жилой дом».




 


Фото: shutterstock.com/simon jhuan



Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

Похожие посты

Смотреть все

Opmerkingen


bottom of page