В начале декабря прошлого года депутаты мажилиса направили запрос на имя премьер-министра с целью узнать, как правительство собирается решать одну из главных мировых проблем – дефицит пресной воды.
В своем запросе они приводят результаты международных исследований под эгидой ООН, согласно которым ближайшие 15 лет Казахстан будет испытывать сильный водный голод. А к 2050 году дефицит воды возрастет в три раза.
Сейчас в стране:
Отсутствуют эффективные экономические механизмы, которые стимулировали бы бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий.
Нет инструментов, которые бы мотивировали бережно относиться к водным ресурсам.
Предварительный проект Водного кодекса носит декларативный, рамочный характер и не содержит инструменты эффективного водопользования.
Весенние паводковые воды уходят в почву из-за отсутствия накопителей.
Технология оборотного водоснабжения
Депутаты в своем запросе приводят в пример реку Рейн, которую выпивают пять раз в год из-за того, что там работают высокотехнологичные очистные сооружения.
В Казахстане реки текут в никуда, лишь 3% воды используют повторно. Так, в Алматинскую ТЭЦ-2 заходит две трубы метрового диаметра с чистейшей горной водой, она обогревает горожан и затем сливается в канализацию. В промышленности всего 30% предприятий используют технологию оборотного водоснабжения.
Водные каналы
Депутаты заявили, что из Большого Алматинского канала, построенного 40 лет назад, вода бежит мимо разрушенных лотков неизвестно куда. Еще хуже ситуация на канале имени Сатпаева. При этом, по официальным данным, из-за дырявых каналов наша страна теряет ежегодно почти половину влаги. При этом лишь 14% орошаемых земель поливаются с использованием водосберегающих технологий.
В конце 2023 года стало известно, что «Казводхоз» заложил в иностранный банк канал имени Каныша Сатпаева, заявили 20 декабря в парламенте республики. Этот канал питает водой промышленность, города и населенные пункты Павлодарской и Карагандинской областей, а также практически всю Астану.
Как сообщила депутат Мажилиса Ажар Сагандыкова, сейчас канал имени Сатпаева в очень плохом состоянии: уровень воды в нем падает, водохранилища пустеют, а насосные станции изношены. При этом «Казводхоз» может стать банкротом, потому что кредитные средства тратит непонятно на что или не расходует вовсе. А проценты по займам гасят деньгами налогоплательщиков – за пять лет на это ушло более 1,5 млрд тенге.
Если канал остановится, то 6 млн казахстанцев останутся без воды, тепла и электричества. При этом председатель Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова призналась, что не понимает, кого из «Казводхоза» и Комитета по водным ресурсам ей привлекать к ответственности.
Зависимость от соседей
Как известно, Казахстан зависит от вод сопредельных государств более чем на 90%. К 2030 году приток сопредельных рек сократится на 11%. Дефицит воды давно наблюдается в Кызылординской, Жамбылской, Атырауской областях. Только в Мангистау ежедневно не хватает 50 тысяч кубических метров воды.
Чтобы уменьшить зависимость от других стран, Казахстан планирует построить 20 водохранилищ. Это позволит снизить зависимость по водоснабжению на 25%.
Реализация плана развития водного хозяйства Казахстана на 2024-2030 годы позволит:
увеличить объем располагаемых водных ресурсов на 3.7 км³,
расширить площади орошаемых земель до 2.2 млн гектаров,
снизить ежегодные потери поливной воды на 3 км³;
обеспечить водоснабжением 41 населенный пункт с населением более 55 тысяч человек.
Предложения депутатов
Правительству и Высшей аудиторской палате на одном из ближайших пленарных заседаний доложить об эффективности водосбережения.
Ускорить подготовку проекта Водного кодекса.
Выработать конкретные механизмы стимулирующих аграриев и промышленников к внедрению прогрессивных водосберегающих технологий, эффективному использованию паводковых вод.
Минсельхозу разработать план мероприятий по ускоренному внедрению в производство влагосберегающих технологий возделывания водозатратных сельскохозяйственных культур.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ