В сеть слили аналитическую справку о результатах антикоррупционного мониторинга Управления здравоохранения Алматы.
В документе указано, что эта работа проводилась в рамках Карты коррупционных рисков. Причём год назад в ноябре 2023 года здравоохранение уже присутствовало в Карте рисков Алматы, и тогда говорилось о низком качестве медуслуг и непрозрачности закупок лекарств и оборудования. Судя по нынешней справке, за год ничего не изменилось, более того, в зону особого внимания Антикора попали Наблюдательные советы, на которые как раз возлагались задачи по улучшению качества медицинских услуг.
В частности, в документе говорится:
«Несмотря на законодательные нововведения, направленные на повышение самостоятельности и прозрачности деятельности медицинских организаций, … в системе корпоративного управления сохраняются противоречия, а эффективность Наблюдательных советов сомнительна. Существующие проблемы последних десятилетий в итоге не решены».
Составы Наблюдательных советов
В Антикоре уточняют:
«… В ходе антикоррупционного мониторинга выявлен ряд коррупционных рисков в деятельности Наблюдательных советов, которые напрямую влияют на качество медицинских услуг».
По закону «не менее 30% состава НС на госпредприятиях в области здравоохранения должны быть независимыми членами».
Указанные требования закона подведомственными организациями Управления общественного здравоохранения не соблюдаются.
К примеру, в состав НС включены заместители руководителя управления, руководители отделов, главные специалисты и специалисты управления без независимых членов.
То есть присутствует конфликт интересов, поскольку именно эти должностные лица оценивают эффективность деятельности НС.
При формировании НС управлением в период с 2014 года нарушался и другой закон:
Члены Наблюдательного совета не входят в штат работников госпредприятия.
Кроме того, есть случаи, когда лидеры местного профсоюза становились председателями НС.
Профсоюз, лидер которого получает вознаграждение от предприятия, уже не может гарантировать «независимость» в принятии решений и/или соблюдения интересов работников.
Вывод Антикора
«… под видом корпоративного управления в сфере здравоохранения города Алматы внедрена схема со всеми условиями к возможности необоснованного использования бюджетных средств (хищению и растрате), в том числе фонда оплаты труда».
Утверждение внутренних документов предприятия самими руководителями, без утверждения НС, создали условия для искусственной экономии средств фонда оплаты труда и возможность извлечения непредусмотренных законом доходов отдельными лицами администрации.
Более того, сокращение штата, без исключения уволенных работников из фонда оплаты труда, позволяет получать необоснованные выплаты из Фонда социального медицинского страхования.
Итоги
НС как один из уровней корпоративного управления должен был усилить подотчётность менеджмента организации, повысить эффективность управления, качество предоставляемых медуслуг и конкурентоспособность медорганизации.
Однако сейчас процедура формирования НС, его оценка, а также деятельность сопряжены с коррупционными рисками и рисками лоббирования интересов отдельных лиц.
Не регламентированы периодичность, формы и каналы коммуникации, публикации материалов в открытом доступе, что характеризует размытость подотчётности НС.
Отсутствие утверждённых специфических показателей эффективности деятельности приводит к формальной подотчётности НС и формальной оценке деятельности НС местным исполнительным органом.
Фото: shutterstock.com/Motortion Films
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ