top of page

Как работает система прогнозирования паводков Tasqyn

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 4 часа назад
  • 4 мин. чтения

Спойлер: сама она ничего не прогнозирует


Второй месяц казахстанские спасатели работают в зоне паводков. За этот период из своих домов были эвакуированы 638 человек. Особую обеспокоенность вызывает ситуация в Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. Только на территории последней в противопаводковых мероприятиях задействовано больше 2 тыс. человек, одно село остаётся без транспортного сообщения. А Восточный Казахстан, все ещё на 27% покрытый снегом, пытается справиться со второй волной паводка.


Наш редактор Маргарита Бочарова направила запросы в центральные и местные госорганы, чтобы выяснить, насколько полезной в сложившихся условиях оказалась разработанная по поручению президента информсистема Tasqyn, предназначенная для прогнозирования и моделирования паводков. Как выяснилось, о её результативности и эффективности говорить пока рано – только после завершения паводков в Министерстве по чрезвычайным ситуациям обещают приступить к верификации точности прогнозов и последствий.

 

Засекреченный бюджет многообещающей инициативы


В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности нас заверили, что средств на разработку системы Tasqyn не выделяли. Она была создана за счёт нацкомпании «Қазақстан Ғарыш Сапары», единственным акционером которой выступает Аэрокосмический комитет МЦРИАП. Однако в нацкомпании бюджет Tasqyn раскрывать отказались, сославшись на коммерческую тайну.


«АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» осуществляет деятельность, в том числе, на условиях рыночной конкуренции, предоставляя информационно-аналитические решения и цифровые сервисы как государственным, так и частным заказчикам, включая международных партнёров. Раскрытие финансовой информации, связанной с разработкой и сопровождением системы, может повлиять на ценообразование и конкурентные условия при оказании аналогичных услуг другим клиентам», – заявили в нацкомпании.


Между тем медиа-юристы неоднократно отмечали, что если речь идёт об информации, связанной с расходованием средств из республиканского или местного бюджетов, то закон «О доступе к информации» относит такие данные к открытым и не допускает их ограничения.


Туманные перспективы публичного доступа


Сегодня воспользоваться информсистемой могут только заинтересованные центральные и местные госорганы, а также ряд госпредприятий. Доступ общественности к Tasqyn был закрыт в минувшем марте по рекомендации МЧС. С одной стороны, как пояснили в «Қазақстан Ғарыш Сапары», в ходе экспертизы информационной безопасности в системе были выявлены (и устранены) некие уязвимости. С другой стороны, Tasqyn закрыли для «предотвращения неправильной интерпретации результатов моделирования и недопущения распространения недостоверной информации».

 

Что касается будущей публичности системы, то, судя по полученным нами ответам, консенсуса пока нет. В МЧС отмечают, что вопрос о создании отдельного публичного интерфейса, ориентированного на широкую аудиторию, пока не рассматривается – дескать, Tasqyn проходит период апробации и требует доработок. В МЦРИАП сообщили, что запуск открытого интерфейса находится «на стадии проработки».

 

Наиболее оптимистичным взглядом на ситуацию с нами поделился зампред правления «Қазақстан Ғарыш Сапары» Олжас Шокпаров. «Запуск открытого интерфейса планируется после достижения системой уровня надёжности не менее 95% и выполнения всех требований по безопасности. Разработка пользовательского интерфейса включена в план развития на 2025 год», – указано в письме от нацкомпании. 

 

Кто делает прогнозы, тот и отвечает

 

Из полученных нами ответов следует, что основное предназначение системы Tasqyn – моделирование потенциальных зон затопления с определением населённых пунктов с высоким и умеренным риском подтопления. А вот точность и достоверность этих еженедельно обновляемых моделей зависит от того, насколько оправдаются метеопрогнозы, которые делает «Казгидромет» (и планируемых сбросов воды РГП «Казводхоз», например).


В МЦРИАП по поводу точности системы сообщили лишь следующее: «На текущий момент нацкомпанией «Қазақстан Ғарыш Сапары» зафиксированы частичные совпадения между моделируемыми рисками и фактическими паводками на основе космических снимков». В ведомстве добавили, что полноформатный анализ, верификация моделей Tasqyn возможны только при наличии данных о фактических подтоплениях, нанесённом ущербе и мерах реагирования за весь паводковый период.


Вся эта информация сегодня аккумулируется в МЧС. «По завершении паводкового периода будет проведён комплексный анализ результативности и эффективности с последующей проработкой предложений по доработке функционала ИС Tasqyn», – отметил в ответе на запрос вице-министр по ЧС Серик Туленбергенов.

 

Несмотря на это, в Северо-Казахстанской области, например, уже всем довольны.  «Считаем, что предоставляемая системой информация отражает реальную картину паводковой обстановки», – без всяких оговорок сообщили нам в областном управлении по мобилизационной подготовке, территориальной и гражданской обороне.


В этом году «Қазақстан Ғарыш Сапары» как разработчик Tasqyn планирует обновление цифровых моделей рельефа, расширение географического покрытия гидропостов, развитие интерфейса и внедрение дополнительных аналитических модулей. В нацкомпании указали, что средства на это предусмотрены её бюджетом, однако детализированного плана развития пока, судя по всему, нет.

 

Непокрытые риски

 

Несмотря на то, что Tasqyn интегрирует данные из разных источников, возможности её моделирования и прогнозирования на сегодня ограничены. В МЧС, в частности, обратили внимание на то, что «на регулируемых водохранилищами участках рек долгосрочные прогнозы не формируются, и система пока не охватывает риски от талых вод».


В Управлении по мобилизационной подготовке, территориальной обороне и гражданской защите Костанайской области также отметили, что по факту через Tasqyn можно моделировать зоны затопления лишь по тем рекам, на которых ведётся гидрологический мониторинг. Здесь подчеркнём, что такой мониторинг осуществляется сейчас через сеть из 377 пунктов наблюдения. «Казгидромет» открыто признаёт, что этого количества постов недостаточно. По данным госпредприятия, «для обеспечения сети минимально необходимым количеством стационарных пунктов наблюдений гидрологического мониторинга требуется 516 гидрологических постов».

 

«В настоящее время получить прогнозные данные по программе [Tasqyn] в населённых пунктах, где отсутствуют гидрологические посты «Казгидромета», не представляется возможным. Для решения данного вопроса совместно с уполномоченным органом прорабатываются вопросы по поэтапному созданию гидрологических постов на паводкоопасных участках рек области», – сообщил нам в ответ на запрос замакима Акмолинской области Мурат Балпан.

 

Чиновник также честно отметил, что, кроме Tasqyn, при планировании противопаводковых мероприятий изучались многие другие источники: гидрологические прогнозы, штормовые предупреждения «Казгидромета», экспедиционные маршруты по определению снежных масс и влагозапасов, космические съёмки «Қазақстан Ғарыш Сапары», наблюдения круглосуточных постов местных исполнительных органов на опасных участках рек. 

 

Ожидаемые опровержения

 

В начале апреля аналитик Кирилл Павлов заметил, что «хвалёная система прогнозирования рисков затопления Tasqyn – это всего лишь перепакованные бесплатные данные из глобальной системы GLOFAS, обёрнутые в другой интерфейс». И в «Қазақстан Ғарыш Сапары», и в МЦРИАП с такой оценкой не согласились. Там сообщили, что глобальная система предупреждения о наводнениях GloFAS используется в системе лишь как вспомогательный модуль. Интеграция с ним была проведена для «расширения мониторинга паводковых рисков по тем рекам, где отсутствуют гидропосты РГП «Казгидромет», заявили разработчики.  


Точно так же в «Қазақстан Ғарыш Сапары» опровергли и утверждение о том, что система даёт лишь размытые прогнозы в масштабах целых областей. «ИС Tasqyn предоставляет прогнозы с высокой детализацией, вплоть до уровня конкретных населённых пунктов. Прогнозы сопровождаются указанием уровня риска (высокий/умеренный), списками населённых пунктов и отображением потенциальных зон затопления на геоинформационной карте», – объяснили в нацкомпании. В 2025 году системой охвачено 1224 населённых пункта, что в точности совпадает с заявлениями МЧС о количестве городов и сёл, расположенных в зонах риска подтопления в этом году.


Подписаться на @Shishkin_like

bottom of page