В начале следующей недели судья огласит решение по коллективному иску журналистов против Министерства культуры и информации. В центре разбирательства — норма, запрещающая работникам СМИ распространять информацию от госорганов через любые издания, кроме того, от которого журналист аккредитован.
Медийщики настаивают на том, что положение нового приказа противоречит Конституции и праву на распространение информации. В министерстве же считают, что «если журналист работает в правовом поле, он не должен эти правила воспринимать как какое-то ограничение или запрет».
Наш редактор Маргарита Бочарова написала три десятка запросов в правительства развитых стран, чтобы выяснить, действуют ли там для журналистов подобные правила. Небольшое количество ответов, которые мы получили, свидетельствует об отсутствии схожих ограничений. Ниже приводим цитаты ответивших нам пресс-служб.
Европейская комиссия, совет и парламент: «Одним из условий для журналистов, подающих заявку на аккредитацию, является «быть сотрудником реально существующей медиаорганизации или внештатным журналистом, который регулярно освещает дела ЕС для такой медиаорганизации». Это положение позволяет предоставить либо письмо главного редактора или директора медиаорганизации (для штатных журналистов), либо доказательство недавнего освещения новостей, связанных с ЕС, и полученных платежей за журналистскую работу (для внештатных журналистов, которые могут работать в нескольких медиаорганизациях одновременно). Пока журналист соответствует критериям аккредитации, мы не отслеживаем, публикует ли он/она статьи в других изданиях, помимо того, которое подписало письмо или другие подтверждающие документы для аккредитации»
Германия: «Федеральное правительство не устанавливало подобных правил аккредитации».
Норвегия: «В Норвегии принято аккредитовываться на каждую отдельную пресс-конференцию. При регистрации вы указываете, какое средство массовой информации вы представляете в этот раз. Если вы фрилансер, вы можете указать, что на этот раз вы выполняете задание для X или Y. Чтобы попасть на пресс-конференции, вы должны быть аккредитованы, а также иметь при себе пресс-карту и действительное удостоверение личности. В качестве подтверждения того, что вы тот, кто вы есть. В Норвегии обычно не возникает проблем, если вы аккредитованы от издания X, но публикуетесь в издании Y. Но считается важным указать, в каком СМИ вы работаете».
Люксембург: «У нас нет контроля или перепроверки того, в каком издании публикуется журналист».
Словения: «Правительство Словении не требует аккредитации для журналистов, освещающих его работу, и не ограничивает журналистов в выборе СМИ, для которых они пишут».
Латвия: «Представителям СМИ не запрещено публиковаться в издании, от которого они не были аккредитованы. Мы понимаем, что журналисты, фотографы и другие представители СМИ могут быть профессионально связаны с более чем одним изданием <...> Заседания кабинета министров транслируются в прямом эфире на веб-сайте, записи публикуются в YouTube. После большинства заседаний проводится пресс-конференция, которая обычно тоже транслируется в прямом эфире на веб-сайте, а затем загружается в YouTube. Это дает возможность СМИ освещать работу кабинета министров независимо от того, аккредитованы они или нет».
Литва: «У нас нет правил, запрещающих журналистам (какой бы статус аккредитации у них ни был) публиковать свои материалы в любых средствах массовой информации».
P.S. Мы получили лишь один ответ, авторы которого указали на подобные существующие у них в стране правила аккредитации. Речь идет о Сингапуре, где журналисты имеют право иметь лишь одну аккредитационную карточку (то есть могут быть аккредитованы лишь от одного издания). Они не могут использовать её для того, чтобы производить контент для другой медиаорганизации. Более того, правительство Сингапура вовсе не выдает аккредитацию журналистам-фрилансерам, временным сотрудникам СМИ и стажерам.
Подписаться на @Shishkin_like