top of page

Как собираются умерить аппетиты Яндекс-такси

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 26 мар.
  • 2 мин. чтения



 

На заседании мажилиса 17 марта рассматривались вопросы монопольных рынков. Речь, в том числе, зашла и о рынке такси. Заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Болат Самбетов заявил, что агрегатор Яндекс стал монополистом не только в Астане и Алматы. Его доля на рынке такси по всему Казахстану достигла уже 90% и продолжает расти.



При этом Самбетов признал, что снизить расценки Яндекса не помогли даже иностранные специалисты.


 


– В 2024 году мы привлекали зарубежных экспертов, проводили аудит, организовывали независимые проверки. Автоматизированные алгоритмы сервиса учитывают множество факторов – местоположение, погодные условия и другие параметры, из-за чего стоимость поездки изменяется динамически,

 – сказал Болат Самбетов.


 


Озвученные факты


 


Агентство регулярно встречается с представителями компании для обсуждения ситуации.



В классической схеме монополист – потребитель существует прокладка в виде водителей. Поэтому любое решение надо взвешивать, чтобы не навредить.


Сейчас Яндекс.Такси удерживает около 16% комиссии с каждой поездки, ещё 4% уходит таксопаркам. 



Если ранее комиссия составляла 13%, то сейчас уже 16%, предстоит дать оценку, насколько это оправдано.



Рассматривается вариант установления предельных тарифов для агрегаторов.  


 


Ультиматум таксопарков


 


Неделю назад в Алматы представители таксопарков провели пресс-конференцию, где заявили, что если их исключат из списков льготников по налогообложению, то пара десятков тысяч водителей… обанкротятся.



При этом выяснилось:



Таксопарки берут в лизинг автомобили и отдают их водителям в аренду с последующим выкупом.



Ежедневная арендная плата составляет 10-15 тысяч тенге в сутки.



Водитель расплачивается за авто 2-3 года.



Простые арифметические действия показывают, что при таких условиях таксопарки продают водителям одну машину по цене двух.



Это подано таксопарками как помощь людям, которые не имеют работы и им не дают кредиты на приобретение личного авто.


То, что, помимо ежедневной арендной платы, таксопарки имеют еще по 4% с каждого заказа водителей, на пресс-конференции не афишировалось.


 


Сколько стоит такси


 


По данным портала numbeo.com (на 20 марта 2025 года):



Алматы занимает 107 место среди 175 городов мира. Стоимость проезда одного километра на такси оценивается в 70 центов.  



Астана на 112 месте – 67 центов.



С одной стороны, дешевле такси обходится всего в 63 городах. Но среди этих городов:



Стамбул – 55 центов,


Абу-Даби – 54 цента,


Москва – 45 центов,


Пекин – 35 центов,


Минск – 31 цент,


Ташкент – 30 центов.



Ну и самое дешёвое такси, по данным портала, в Бишкеке – 23 цента.


 

 



 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

bottom of page