Как собираются умерить аппетиты Яндекс-такси
- Свидетель.kz
- 26 мар.
- 2 мин. чтения

На заседании мажилиса 17 марта рассматривались вопросы монопольных рынков. Речь, в том числе, зашла и о рынке такси. Заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Болат Самбетов заявил, что агрегатор Яндекс стал монополистом не только в Астане и Алматы. Его доля на рынке такси по всему Казахстану достигла уже 90% и продолжает расти.
При этом Самбетов признал, что снизить расценки Яндекса не помогли даже иностранные специалисты.
– В 2024 году мы привлекали зарубежных экспертов, проводили аудит, организовывали независимые проверки. Автоматизированные алгоритмы сервиса учитывают множество факторов – местоположение, погодные условия и другие параметры, из-за чего стоимость поездки изменяется динамически,
– сказал Болат Самбетов.
Озвученные факты
Агентство регулярно встречается с представителями компании для обсуждения ситуации.
В классической схеме монополист – потребитель существует прокладка в виде водителей. Поэтому любое решение надо взвешивать, чтобы не навредить.
Сейчас Яндекс.Такси удерживает около 16% комиссии с каждой поездки, ещё 4% уходит таксопаркам.
Если ранее комиссия составляла 13%, то сейчас уже 16%, предстоит дать оценку, насколько это оправдано.
Рассматривается вариант установления предельных тарифов для агрегаторов.
Ультиматум таксопарков
Неделю назад в Алматы представители таксопарков провели пресс-конференцию, где заявили, что если их исключат из списков льготников по налогообложению, то пара десятков тысяч водителей… обанкротятся.
При этом выяснилось:
Таксопарки берут в лизинг автомобили и отдают их водителям в аренду с последующим выкупом.
Ежедневная арендная плата составляет 10-15 тысяч тенге в сутки.
Водитель расплачивается за авто 2-3 года.
Простые арифметические действия показывают, что при таких условиях таксопарки продают водителям одну машину по цене двух.
Это подано таксопарками как помощь людям, которые не имеют работы и им не дают кредиты на приобретение личного авто.
То, что, помимо ежедневной арендной платы, таксопарки имеют еще по 4% с каждого заказа водителей, на пресс-конференции не афишировалось.
Сколько стоит такси
По данным портала numbeo.com (на 20 марта 2025 года):
Алматы занимает 107 место среди 175 городов мира. Стоимость проезда одного километра на такси оценивается в 70 центов.
Астана на 112 месте – 67 центов.
С одной стороны, дешевле такси обходится всего в 63 городах. Но среди этих городов:
Стамбул – 55 центов,
Абу-Даби – 54 цента,
Москва – 45 центов,
Пекин – 35 центов,
Минск – 31 цент,
Ташкент – 30 центов.
Ну и самое дешёвое такси, по данным портала, в Бишкеке – 23 цента.
Фото: freepik.com/benzoix
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ