top of page
Фото автораShishkin_like

Как устроены закупки памятников в Казахстане


В конце октября стало известно, что известный столичным жителям памятник Кенесары хану демонтируют для реставрации. Монумент, установленный 23 года назад, признали аварийным из-за наклона фундамента. Подрядчик, который займётся ремонтом, по договору получит за работу почти 282 млн тенге. Эта сумма превышает стоимость изготовления большинства памятников и скульптурных композиций, установленных в Казахстане в последние годы.


В целом,  за последние шесть лет на создание памятников в республике потратили 2,1 млрд тенге. Траты на эти цели сократились в 2022 году, однако уже в этом достигли прежних высоких значений. Наш редактор Маргарита Бочарова рассказывает, где в стране не жалеют денег на монументальное искусство, кто из скульпторов наиболее успешен в госзакупках и какие судебные процессы разворачиваются вокруг этих лотов.

 

В каких регионах тратят больше всего бюджетных денег на памятники?


За последние шесть лет, по данным Adata.kz, больше всего бюджетных средств на изготовление памятников потратило Управление культуры Алматы. В общей сложности за этот период оно заключило госконтрактов на 336,8 млн тенге. На эти деньги в южной столице установили памятники Ататюрку, Ыбраю Алтынсарину и Розе Баглановой, уже заказан подрядчикам памятник Ермеку Серкебаеву.


В прошлом году вокруг памятника Алтынсарину разгорелся скандал: общественники из «Әділдік Жолы» обнаружили, что статуя стоимостью 68,7 млн тенге не соответствует параметрам из технической спецификации. Речь шла, в частности, про высоту памятника и постамента, а также состав сплава. В результате этим летом суд обязал подрядчика вернуть городскому управлению всю выплаченную сумму.


На втором месте среди заказчиков по сумме контрактов с 2019 года находится отдел ЖКХ Талдыкоргана. Несколько лет назад в городе установили скульптурную композицию в честь медиков, боровшихся с коронавирусом (31,7 млн тенге), а в этом году заключили контракт на изготовление монумента в память о декабрьских событиях 1986 года. Он будет стоить налогоплательщикам целых 181,9 млн тенге.


Замыкает тройку наиболее щедрых на новые памятники госучреждений дирекция объединенных музеев Астаны. Два госконтракта обошлись ей почти в 200 млн тенге. В конце сентября в столице торжественно открыли памятник Мухтару Ауэзову. Второй, менее дорогостоящий, контракт оговаривал возведение надгробного памятника «Кулпытас», однако новостей о его презентации мы в СМИ не нашли.


Кто лидирует среди поставщиков памятников по госзаказу?


В последние годы больше всего бюджетных денег за свои работы получил Айдос Буркитбаев. Во-первых, у скульптора есть собственное одноимённое ТОО, которое в 2023-2024 годах в рамках госзакупок выиграло лотов почти на 507 млн тенге. Именно Буркитбаев выступил автором памятников Мухтару Ауэзову, Ататюрку, Ермеку Серкебаеву, Бердибеку Сокпакбаеву, а также создал бюст погибшему пожарному и мемориал «Семей-Чернобыль».

 

Во-вторых, 34-летний мужчина зарегистрирован и как индивидуальный предприниматель. В этом качестве он тоже участвует в госзакупках: стоимость заключённых им контрактов составила уже 117,5 млн тенге. В 2023-2024 годах он изготовил памятник в честь генерала Сагадата Нурмагамбетова, а также заключил несколько контрактов на установку скульптуры «Кулпытас» в Астане.

 

На втором месте – с куда более скромным бюджетом в 230 млн тенге – находится ТОО «BauKen Construction». Компания принадлежит 37-летнему Бауыржану Кененбаю, который будет устанавливать в Талдыкоргане тот самый монумент «Желтоқсан желі ызғарлы», и выступил поставщиком памятника полководцу Жалантосу Бахадуру. В связи с изготовлением последнего было возбуждено уголовное дело – следствие доказало, что Кененбай дал взятку (1 млн тенге) главе Управления культуры Кызылординской области. Суд тем не менее освободил его от уголовной ответственности, присудив штраф в 15 млн тенге.

 

В качестве индивидуального предпринимателя Кененбай тоже участвует в госзакупках, однако предпочитает нетворческие лоты – скажем, электромонтажные работы или мойку автотранспорта.

 

Замыкает тройку лидеров по общей стоимости госконтрактов на строительство памятников ТОО «Қазақстан Көркем Комбинаты "КазАрт"». Компанией владеет 52-летняя Айман Кализатова. С 2019 по 2022 год фирма заключила госконтрактов на 459 млн тенге (в эту сумму включены и другие лоты, связанные с изготовлением памятников, но ими не ограничивающиеся). «КазАрт», в частности, имеет отношение к памятникам Жумабеку Ташенову, Жаксылыку Ушкемпирову, Талгату Бигельдинову в Астане, а также монументу в честь Нуркена Абдирова в Караганде.

 

Примечательно, что человек с точно таким же именем, фамилией и отчеством порядка десяти лет назад, по всей видимости, был занят в традиционной медицине. Открытые данные подтверждают: в 2014 году Кализатова получила от Минздрава сертификат специалиста в области гирудотерапии. 

 

Насколько прозрачно организованы госзакупки памятников?

 

С 2019 года, по данным Adata.kz, 85% суммы, потраченной на закуп услуг по изготовлению памятников, было разыграно способом из одного источника. Это могло бы указывать на низкий уровень конкуренции, однако ситуация обстоит ровно наоборот: на 240 заказчиков здесь приходится 250 поставщиков.

 

Большинство заключённых контрактов имеют риски – например, сфокусированность поставщика на одном заказчике или завышение цены. Последнее нелегко обосновать, ведь речь в каждом конкретном случае всё-таки идёт об уникальном художественном объекте. Тем не менее, в базе договоров можно обнаружить установленный в 2020 году десятиметровый бронзовый памятник Абаю за 50 млн тенге и открытый в этом году трёхметровый бронзовый монумент в честь Ататюрка стоимостью 114 млн тенге.

 

Много ли бюджетных средств уходит на ремонт и реконструкцию памятников?

 

За последние шесть лет на эти цели потратили почти в пять раз больше, чем на изготовление памятников, – 9,5 млрд тенге. Рекордные по стоимости объёмы работ были зафиксированы в 2020 году, в этом году цена заключённых госконтрактов в два раза меньше (1,6 млрд тенге). Среди способов закупок в этой сфере преобладает конкурс, при помощи которого разыграли лоты стоимостью 5,4 млрд тенге.

 

Самым дорогим лотом стали произведённые в 2020 году научно-реставрационные работы, текущий ремонт и благоустройство территории мемориального комплекса «Абай-Шакарим». Властям Восточно-Казахстанской области (ныне Абайская область) это обошлось в 2,2 млрд тенге. Крупный подряд без конкурса достался ТОО «Level S-8». До этого на счету алматинской компании был лишь один госконтракт – с отделом ЖКХ Усть-Каменогорска на ремонт и благоустройство нескольких городских улиц.

 

Масштабную реставрацию в Жидебае сопровождали судебные тяжбы. Областное учреждение по охране историко-культурного наследия попыталось в судебном порядке взыскать с подрядчика якобы незаконно включённую в договор стоимость НДС (239,3 млн тенге), однако в апелляционной инстанции чиновникам не удалось доказать свою правоту, даже несмотря на представление прокуратуры и отчёт госаудиторов.

 

В 2021 году «Level S-8» взяла ещё пару лотов общей стоимостью 14,5 млн тенге и больше побед не одерживала. В том же году СМИ, указывая на состояние комплекса, писали, что он «не выдержал испытание осадками» и «начал разваливаться сразу после ремонта».

 

А что насчёт компании, которая будет ремонтировать памятник Кенесары хану в Астане?

 

ТОО «Континент Plast» – шымкентская компания со штатом в 16 человек. Предприятие занимается строительством разных объектов: жилых и нежилых зданий, дорог и автомагистралей, трубопроводов, телекоммуникационных сетей и пр. В этом году фирма чрезвычайно успешна в госзакупках, общая стоимость заключённых ею контрактов достигла 1,3 млрд тенге.

 

Так, например, помимо ремонта памятника, «Континент Plast» отремонтирует здание Восточно-Казахстанского музея искусств и систему отопления в Кокпектинской больнице, построит фельдшерский пункт в одном из сёл Акмолинской области, а также произведёт сейсмоусиление одной из многоэтажек Шымкента.

 

За последние десять лет компания уплатила налогов всего на 56,5 млн тенге, ей как налогоплательщику присвоена высокая степень риска. «Континент Plast» принадлежит  39-летнему Динмухамеду Шеримкулову. Он также зарегистрирован как индивидуальный предприниматель (розничная торговля электроприборами) и выступает учредителем бездействующего ТОО «Aibol Commerce Group».


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page