top of page
Фото автораAyel

Какие существуют правила во время перелётов для пассажиров, передвигающихся на инвалидной коляске

Казнет обсуждает открытое письмо к президенту авиакомпании Air Astana Питеру Фостеру. Его вчера опубликовала на своей странице в фейсбуке казахстанка Лека Савельева. Сегодня на письмо обратил внимание «КазТаг».


Сотрудницу авиакомпании обвинили в «грубом и неуважительном отношении» по отношению к 95-летней артистке Бибигуль Тулегеновой.

 

«3 сентября 2024 года, на рейсе Эйр Астана 852, вылетавшем в 10:30 из Астаны в Алматы, произошел вопиющий случай, который заставляет задуматься о том, куда движется наше общество. Легендарная певица Бибигуль Тулегенова, народная артистка СССР и народная артистка Казахстана, столкнулась с грубостью и неуважением со стороны сотрудницы авиакомпании Air Astana, которая контролировала проход авиапассажиров по рукаву на борт самолета. Когда сопровождающий хотел провести Бибигуль Ахметовну в инвалидной коляске на борт самолета, она остановила их и очень резко высказала, что пассажиры на колясках должны являться на посадку первыми или ждать, когда пройдет последний пассажир.


[…] Бибигуль Ахметовна на инвалидной коляске должна была доехать лишь до входа в самолет, далее она самостоятельно хотела дойти до своего места на втором ряду, не создавая препятствия другим пассажирам. Кроме того, в тот момент никакого скопления пассажиров в рукаве не наблюдалось и проехать на коляске до входа в самолет можно было беспрепятственно и быстро. Хочется отметить, что у Бибигуль Ахметовны серьёзная проблема с позвоночником и ей очень сложно сидеть в инвалидном кресле длительное время, о чем была информирована  сотрудник Air Astana, при  просьбе пропустить Бибигуль Ахметовну раньше в салон самолета. Также до сотрудницы авиакомпании была донесена информация, что Бибигуль Ахметовне уже почти 95 лет, и что она гордость казахского народа и по отношению к ней могут быть применены некоторые исключения. После этого сама Бибигуль Ахметовна озвучила ей, что она Почетный гражданин города Астаны и может заслуживать хоть незначительное исключение из правил. На это последовал ответ сотрудницы, что все это ей известно, но правила применяются ко всем без исключения, независимо от статуса, возраста и положения. Все было сказано очень жестко и достаточно грубо», – написала Савельева и потребовала от авиакомпании извинений.


Air Astana отреагировала на обвинения. Представители компании «выразили почтение г-же Бибигуль Ахметовне Тулегеновой» и пояснили:


«По международным правилам авиационной безопасности, маломобильных пассажиров приглашают на борт в начале или в конце посадки. Данное правило позволяет создать комфортные условия для посадки всех пассажиров, а также обусловлено правилами эвакуации из терминала. По нашей информации, народная артистка РК г-жа Бибигуль Тулегенова и сопровождавшая ее дочь прибыли уже после начала посадки, поэтому агент авиакомпании попросила подождать окончания посадки. Авиакомпания сожалеет о возникшем недопонимании и проведет дополнительную проверку по данному случаю в целях повышения качества обслуживания».


Под постом интернет-пользователи в основном выражали возмущение:


«Наказать сотрудницу! Стыдно за такое хамство!»;


«Очень прискорбно видеть такое пренебрежение к личности, которая является национальным достоянием»;


«Какой стыд! Это Великая оперная певица, живая легенда нашей страны!»;


«Никакой этики! Беспредел!». 


В новостных телеграм-каналах реакция была немного иной:


«Правила едины для всех, пока не будут работать законы порядка не будет»;


«Неверное отношение к этому инциденту! Правила для того и правила, чтобы их выполняли. И неважно кто перед законом. Моя мама тоже летает на коляске (ей 87 лет), но никогда не нарушала этих правил. Приезжает в аэропорт за 2 часа и все ок, без инцидентов».


Мы изучили международные правила, касающиеся перелётов пассажиров, передвигающихся на инвалидной коляске.

На какую помощь может рассчитывать человек с особыми потребностями при перелёте?

Согласно Регламенту ЕС 1107/2006, который действует в странах Европейского Союза и Великобритании, пассажиры с ограниченной подвижностью, включая тех, кто пользуется инвалидными колясками, имеют право на помощь без дополнительной оплаты. Эта помощь предоставляется как в аэропорту, так и на борту самолета. В неё входят регистрация багажа, прохождение контроля безопасности и паспортного контроля, посадка и высадка из самолета с использованием подъемников или колясок. Также оказывается помощь при транзитных пересадках и доступ к туалетным комнатам.


Перевозка инвалидных колясок бесплатна, и, если коляска повреждена во время полета, пассажиры имеют право на компенсацию. Однако компенсация может быть ограничена в соответствии с Монреальской конвенцией.


Авиакомпании могут отказать в перевозке только по причинам безопасности, например, если размер самолета не позволяет безопасно перевозить коляску или пассажира.


В США пассажиры с инвалидностью защищены законом об авиационном доступе (ACAA), который запрещает авиакомпаниям дискриминировать пассажиров с ограниченными возможностями на рейсах, вылетающих из или направляющихся в США.


Согласно ACAA, авиакомпании обязаны предоставлять пассажирам с инвалидностью помощь при посадке, высадке и при необходимости на борту.

В 2024 году Министерство транспорта США предложило новые правила, которые должны улучшить условия перелетов для пассажиров, использующих инвалидные коляски. Среди изменений — право на выбор поставщика для ремонта или замены повреждённых колясок, быстрая доставка колясок к выходу после приземления, а также требование к авиакомпаниям обучать сотрудников правильному обращению с колясками.


В Казахстане, как и во всём мире, пассажиры на инвалидных колясках тоже имеют право на сопровождение в аэропортах и на борту самолета. Авиакомпании обязаны предоставлять помощь при посадке, высадке и транспортировке пассажиров, а также обеспечивать хранение инвалидных колясок на борту. Но авиакомпании просят сообщать о необходимости специальных услуг минимум за 24 часа до вылета.


Посадка пассажиров, использующих инвалидные коляски, обычно происходит до начала основной посадки остальных пассажиров. Это делается для того, чтобы обеспечить необходимое время и пространство для безопасной и комфортной посадки пассажиров с ограниченной подвижностью, а также чтобы экипаж мог предоставить необходимую помощь. Высадка производится после всех пассажиров. Кресло в салоне самолета не демонтируется, пассажир летит в обычном кресле.


Напомним, недавно мы писали о том, каким «персональным адом» стало возвращение из отпуска домой для девушки из Астаны, которая большую часть своей жизни передвигается на инвалидной коляске.



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page