top of page
  • Фото автораShishkin_like

Квазигосимперии: АО «НК Kazakh Invest»



FDi intelligence (ресурс Financial Times) включил Казахстан в десятку стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы с наибольшими перспективами, связанными с притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2024 году. Мы расположились на 6 месте, впереди – Камбоджа, Филиппины, Кения, Ирак и Намибия. 


В 2022 году валовый ПИИ в Казахстане показал максимум за 10 лет – 28 млрд долларов США. За 9 месяцев 2023 года – 19,7 млрд долларов. Но дьявол в деталях: с учётом ухода иностранных инвесторов из капитала чистый приток равнялся 6,4 млрд долларов и 4,6 млрд долларов, соответственно. Отток инвестиций тоже стабилен, на это обращает внимание доклад Исследовательского центра Сандж», посвящённый вопросам удовлетворённости инвесторов.


Опрос представителей бизнеса подтолкнул исследователей к выводу, что Казахстан улучшил свою инвестиционную привлекательность с 40,7% в 2019 году до 50,3% в 2023 году. Насколько это заслуга профильной организации Kazakh Invest, судить не берёмся, но предлагаем присмотреться к результатам деятельности нацкомпании, её руководству и так называемым выгодополучателям.


Герои наших прошлых публикаций – крупные казахстанские предприниматели – довольно часто выигрывают от инвестиционного партнёрства с иностранцами. Вместе они имеют возможность организовать новый бизнес, используя государственные преференции (освобождение от некоторых налогов и таможенных пошлин, государственные натурные гранты, полагающиеся для инвестпроектов). Нередко такие проекты частично финансируются фактически государством под довольно привлекательные проценты. Подробнее – в материале нашего редактора Айгерим Мекишевой.


Деятельность Kazakh Invest


У нынешней национальной компании несколько прямых предшественников: АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», основанное в 2003 году, позже было преобразовано в АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта». Эта организация впоследствии приобрела название Kaznex, а далее статус Национального агентства по экспорту и инвестициям с наименованием Kaznex Invest. В 2017 году агентство было трансформировано в нацкомпанию Kazakh Invest.


Её основная цель – способствовать привлечению иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и обеспечивать комплексное сопровождение инвестпроектов, так сказать, от идеи до ввода в эксплуатацию.


Kazakh Invest наделён полномочиями единого переговорщика от имени правительства при обсуждении проектов с иностранными партнёрами и своеобразного «единого окна» для инвесторов по вопросам оказания государственных услуг, в том числе господдержки, получения преференций и разрешительных документов. Также компания продвигает имидж Казахстана за рубежом (для чего организовывает круглые столы, выставки, конференции и бизнес-форумы).

 

Результаты деятельности


Инициативы, поддерживаемые компанией, весьма разнообразны – от производства овсянки до так называемого зелёного водорода. В 2022 году при её содействии, как ясно из годового отчёта, было введено в эксплуатацию 46 проектов с иностранным участием на общую сумму 4,1 млрд долларов США с созданием более 6 тыс. рабочих мест.


К концу 2022 года инвестиционный пул состоял из 593 проектов на сумму 68,9 млрд долларов. Из них к этому моменту уже было реализовано 207 проектов (13,8 млрд долларов), на постинвестиционном мониторинге находилось 89 проектов (14,2 млрд долларов), на стадии реализации и в проработке – 90 проектов (14,4 млрд долларов).


В разрезе стран структура пула выглядит так: страны ЕС (88 проектов, 6,5 млрд долларов), КНР (66 проектов, 12,1 млрд долларов), Турция (61 проект, 3,4 млрд долларов), Россия (39 проектов, 4,4 млрд долларов), США (13 проектов, 702 млн долларов), Швейцария (10 проектов, 912 млн долларов), другие страны (85 проектов, 9,9 млрд долларов). Примечательно, что наибольшее количество инвестпроектов в перечне компании – без иностранного участия (231 проект на сумму 31,1 млрд долларов США).


С января 2023 года было заключено 59 инвестиционных контрактов с общим объемом инвестиций в размере 602 млрд тенге, пишет Tengrinews. По итогам 2023 года в активную проработку Комитета по инвестициям МИД и Kazakh Invest взято более 70 новых проектов. В 2024 году ожидается запуск более 40 проектов с иностранным участием.


Финансовые показатели


Если учредителем Kazakh Invest является Комитет государственного имущества и приватизации, то единственным акционером – Министерство иностранных дел. Основной доход НК получает по договору оказания услуг Комитету по инвестициям МИДа, привлекая инвесторов и осуществляя сервисную поддержку проектов. При этом в 2022 году по итогам деятельности за 2021 год компания выплатила акционеру дивиденды на сумму 84 млн тенге. Выручка за этот период составила почти 2,6 млрд тенге, а прибыль – 120 млн тенге. В 2022 году – 2,5 млрд тенге и 180,4 млн тенге, соответственно.


С 2015 года НК уплатила почти 7,9 млрд тенге в виде налогов. При этом задолженность по налогам и таможенным платежам, по информации Adata.kz, на момент написания материала составляет 2,3 млн тенге. В сфере госзакупок компания является как заказчиком, так и поставщиком. Общая сумма контрактов с дополнительными соглашениями: 36 млрд тенге с 2016 года. Основной заказчик – Комитет по инвестициям МИДа (почти 29 млрд тенге), основной поставщик – администрация Международного финансового центра «Астана» (449,8 млн тенге), у которого компания арендует помещение.


Иностранные инвесторы и их казахстанские партнёры


В качестве примера возьмём данные по 10 инвестпроектам за 2022 год, поскольку за этот период в открытом доступе имеется официальная и детализированная отчётность.


  1. Транснациональная компания Honeywell (бенефициары: около 80% у институциональных инвесторов вроде Black Rock и JP Morgan Chase & Company) и зарегистрированная в РК Atm construction & investment (бенефициары: влиятельная турецкая семья Арслан через Yda group, о деятельности которой в РК мы писали здесь). В рамках СП в Алматы производят витражи, окна, медицинское оборудование, медицинскую и офисную мебель, металлоконструкции, шкафы управления и детекторы газа. Стоимость проекта относительно небольшая – 2,1 млн долларов США. Инвесторы использовали собственные и заёмные средства.


  1. ПАО «Татнефть» (основной акционер – Минземимущество Татарстана) и ГК Allur (бенефициары: Андрей Лаврентьев, Юрий Цхай и Комитет по контролю и управлению государственным имуществом КНР через зарегистрированную в Нидерландах C&J Ned Auto B.V.).  Впрочем, в отчёте Высшей аудиторской палаты утверждается, что в СП участвует не ГК Allur, а ТОО «Allur tyres» напрямую (что подтверждает сервис Adata). Единственный учредитель этого ТОО – Андрей Лаврентьев. 


Мы не раз писали об этом проекте по производству шин в Сарани. В частности, об обнаруженной госаудитом несоразмерности долей в уставном капитале относительно вложенных в проект средств. Напомним, что у ООО «Татшина» при размере вклада 5,9 млрд тенге (по факту это 15,8%) доля в уставном капитале оказалась контрольной – 51%. Стоимость проекта – 274 млн долларов США. Также в предприятии участвует АО «Социально-предпринимательская корпорация Сары-Арка». По информации Курсива, основанной на аудиторском отчёте Счётного комитета, инвестиции государства (из Нацфонда) покрыли 78% стоимости проекта: в 2021 году – 40 млрд тенге, в 2022 – 57,6 млрд тенге.


  1. Weir group (шотландская компания, которой на 88% владеют институциональные инвесторы) и промышленный парк KazStroyTrade (бенефициар – предприниматель Азат Турдиев). Стоимость проекта по производству горнодобывающего оборудования, реализованного в индустриальной зоне Алматы, составила 2,4 млн долларов США, из них примерно 1,3 млн долларов вложила Weir.


  1. ЗАО «Научно-производственный холдинг ВМП» (основной собственник – Институт металлургии уральского отделения Российской академии наук) и ТОО «Завод ВМП Астана» (владельцы – Кулихан Искалиевамать председателя правления ТОО «СК-Фармация» Ерхата Искалиева, а также НПХ ВМП и его руководитель Михаил Вахрушев через ООО «Высокодисперсные металлические порошки»). Завод по производству лакокрасочной продукции в СЭЗ Астаны был построен на собственные средства партнёров – 2,7 млн долларов США.


  1. Hyundai (основные собственники – Hyundai Mobis и Чон Монгу) и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» (бенефициар – Нурлан Смагулов). Стоимость проекта по выпуску авто южнокорейской марки способом мелкоузловой сборки в Алматы – 60 млн долларов СШАПо информации Банка развития Казахстана – 31,8 млрд тенге, из них заёмные средства банка – до 17 млрд тенге под 8,27- 8,48%.


  1. SDF Group (Италия, очевидно, контролируется потомками основателей – братьев Кассани) и АО «АгромашХолдинг KZ» (бенефициары: вышеупомянутый Андрей Лаврентьев и его брат Александр, на двоих у них  90% в АО, ещё 10% – у АО «Социально-предпринимательская корпорация «Тобол»). Стоимость проекта по производству тракторов и комбайнов марки Deutz-Fahr в Костанае – 1 млн долларов США. Инвесторы использовали собственные и заёмные средства. Отметим, что, помимо комбайнов этой марки, «Агромаш» выпускает сельхозтехнику под марками Essil, Lovol и Кировец. По состоянию на 2022 год, продукция предприятия участвовала в программе льготного лизинга сельскохозяйственной техники, на которую планировалось выделить 40 млрд тенге.


7. Saint Gobain (французская компания, более чем 83% владеют институциональные инвесторы) и АО «Жамбыл Гипс» (судя по информации за 2022 год, единственный акционер АО – французская компания Vertec, которая была распущена в июне 2022 года. Юридический адрес компании совпадает с адресом головного офиса Saint Gobain (башня Сен-Гобен в деловом пригороде Парижа). Таразский проект по модернизации производства высококачественных строительных материалов стоимостью 15 млн долларов финансируется за счёт иностранного инвестора.


  1. PCM Europa S.A.S. (французская компания, контролируемая бизнесменом Марио Мартиньони через Sopofam Sa Company) и ТОО «PCM Kazakhstan» (учредитель – PCM Europe). Стоимость проекта по сборке и частичному производству винтовых насосов – 5 млн долларов США. Он осуществляется за счёт иностранного инвестора.


  1. Universal Energy (КНР) и ТОО «ВЭС «100 Мвт «Абай-1» (учредитель – зарегистрированная в Сингапуре Mistral Energy PTE Ltd). Из платного сингапурского бизнес-реестра мы узнали, что сейчас владельцами компании являются Ораз Жандосов, ТОО «Sadu Ecopower» и гонконгская фирма Universal International Holdings Limited. Ранее, в обзоре крупнейших объектов «зелёной» энергетики мы писали, что в числе бенефициаров Mistral Energy PTE Ltd был и Булат Абилов, однако на тот момент он уже вышел из этого бизнеса. О том, что он продаёт свою долю, политик заявлял ещё в 2022 году.


По информации БРК, который, помимо ветроэлектростанции «100 Мвт «Абай-1» в ВКО, софинансировал аналогичное предприятие в Саркандском районе Алматинской области – «ВЭС 50 МВТ «Абай-2», бенефициарами сингапурской материнской компании являются Ораз Жандосов, спортивный функционер Ерлан Кожасбай (факты биографии: тут и тут), Yi Nan  (основатель и председатель правления компании Universal Energy), Haoren Nan  (директор Universal Energy), Cunfei Nan  (председатель шанхайской Universal Investment Development Co. Ltd. и главный консультант Universal Energy). Общая стоимость обеих ВЭС – 77 млрд тенге, участие БРК составило 47,5 млрд тенге (ставка: 14,32% годовых). Отметим, что у Universal Energy есть ещё несколько ВИЭ проектов в РК.


  1. Итальянская ENI (более 32% контролирует Министерство экономики и финансов Италии, в том числе, через банк CDP), американская General Electric (77% контролируется институциональными инвесторами) и ТОО «Arm Wind» (казахстанская «дочка» Eni Energy Solutions B.V.). Проект по строительству ветряной электростанции на 48 МВт (2-я очередь) в Актюбинской области стоимостью 100 млн долларов реализуется за счёт собственных средств инвесторов. Мы писали о первой и второй очереди ВЭС «Бадамша» здесь.



В 2023 году, по информации Tengrinews, также были запущены проекты с участием AD Ports Group (ОАЭ, расширение портовой инфраструктуры на Каспии), Alarko (Турция, строительство теплиц в Туркестанской области), Pfizer (США, локализация производства биотехнологических препаратов), F. Hoffmann-La Roche AG (Швейцария, локализация производства лекарственных препаратов), GE HealthCare (США, производство медицинского оборудования), PSA International (Сингапур, развитие Транскаспийского маршрута), PepsiCo (США, производство чипсов Lay’s в Алматинской области), ACWA Power (Саудовская Аравия, строительство ветряной электростанции в Жетысуской области) и другие.


Кто руководит Kazakh Invest?


На руководящих должностях в предшествующей организации Kaznex Invest в своё время засветились сын экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина – Нуржан Нурланов и его племянник Аскар Арынов. Нурланов работал директором Департамента инвестиционного сотрудничества и управляющим директором службы регионального сотрудничества, а начинал менеджером службы регионального сотрудничества по Азии (все эти должности он занимал в период с июня 2011 по ноябрь 2012 года). Арынов работал управляющим директором агентства.


С марта этого года нацкомпанию возглавляет болашакер Ержан Елекеев (1986 г.р., получил степень магистра гуманитарных наук по специальности «финансовая экономика» в Университете Глазго). До прихода в Kazakh Invest занимал должность  управляющего директора по управлению активами и работе с проектами в АО «НУХ «Байтерек». Кроме того, Елекеев работал в АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», АО «Самрук-Казына», Boston Consulting Group в Азербайджане. В 2020-2021 годах был заместителем руководителя аналитической группы Центра социально-экономических реформ при президенте РК, а потом директором проектного офиса  АО «Альфа-Банк Казахстан» (АО выкуплено Банком ЦентрКредит в 2022 году).  Собирался в мажилис от партии Baytaq.


У главы нацкомпании есть опыт в бизнесе. В частности, в разные годы он был соучредителем ТОО «Коллекторское агентство «Сұңқар», рекламных агентств (Zharnama Group и Ayapov Gallery & Partners), торговых компаний (Otan Supplier и «Алту групп») и ТОО Sip Kazakhstan, занимавшегося предоставлением  индивидуальных услуг. Некоторые из перечисленных компаний (которые подчёркнуты) уже исключены из реестра stat.gov. Сейчас в его активе, по информации Adata.kz, компания по подбору персонала – ТОО «Бэст офер» (налоги: 1,9 млн тенге в 2021-2022 годах, с 2023 года налоговых отчислений нет). Как ИП Ержан Елекеев занимается детским развлекательным центром Zombieland в Астане (ИП Zombie labirint).


Отец – Ирак Елекеев – довольно известный юрист и государственный деятель, работал вице-министром юстиции, председателем Комитета по судебному администрированию при Верховном суде, 5 раз избирался в мажилис, работал (или работает) журналистом на «Хабаре».


Мать – Галия Макажанова – экс-судья Верховного суда, является его ветераном.


Старший брат – Галымжан Елекеев – занимал должность члена правления АО «МырзАбеК-АЛТЫН ТАС групп» (в 2017 году АО, добывавшее декоративный и строительный камень в Мангистауской области, признано банкротом), в 2022-2023 годах возглавлял Департамент госимущества и приватизации по области Абай Комитета государственного имущества и приватизации Минфина, а сейчас руководит аналогичным департаментом в Актобе.


Старшая сестра – Гульжан Елекеева, возможно, работает в АО «КазТрансОйл».


Зарплата руководства


Насчёт заработной платы Ержана Елекеева информации пока нет, но о вознаграждении ключевого управленческого аппарата можно судить по сведениям из аудиторского отчёта за 2022 год. На тот момент правление состояло из трёх человек: председателя (Меиржан Юсупов, сейчас возглавляет «КазАтомпром») и двух заместителей (Жандос Темiрғали и Руслан Ибраимов, последний продолжает работать в качестве зампреда правления). Суммарное вознаграждение членам правления составило 63,3 млн тенге за год, то есть в среднем по 1,8 млн тенге в месяц на человека. Сейчас в правлении двое – Ержан Елекеев и Руслан Ибраимов.


Вознаграждение участникам совета директоров (СД) в 2022 году равнялось 24 млн тенге. СД возглавляет премьер-министр, также в совет входят члены правительства, председатель правления и несколько независимых директоров – всего 10 человек. Однако по правилам (в том числе в соответствии с законом о госимуществе) членам СД из числа госслужащих и представителей акционера, а также председателю правления, вознаграждение за участие в этом органе не выплачивается. Возможно, его получают независимые директора (из тех, что не подпадают под упомянутые правила), их сейчас и по состоянию на 2022 год четыре человека.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments

Couldn’t Load Comments
It looks like there was a technical problem. Try reconnecting or refreshing the page.
bottom of page