Кайрат Боранбаев выходит на свободу, лишившись ряда крупных активов стоимостью почти 200 млн долларов. Среди них месторождение «Каражанбас Северный», газораспределительная компания «Азия Газ Чунджа» и завод «КазТурбоРемонт» (который, к слову, активно использовал госденьги).
По данным бизнес-реестров, эти активы все еще принадлежат Боранбаеву – процесс официального перехода может затянуться (как мы помним, парковки A-parking передавали государству около года). Доля Боранбаева в компаниях, где он владеет бизнесом напрямую, находится под обременением. Это означает, что у него ограничена свобода по совершению различных действий с имуществом, например, продажа или дарение.
Наш автор Ольга Настюкова заглянула в реестры и проверила компании олигарха, которые не упоминались в сводках Агентства по финансовому мониторингу. Выяснилось, что у Боранбаева много чего осталось. Например, фармацевтический бизнес, где его партнером выступает владелец российского «Фармстандарта» миллиардер Виктор Харитонин. Или ресторанный бизнес, который успешно развивается в Казахстане (судя по рекордным налогам), чуть менее успешно – в России, а в Беларуси находится на грани закрытия.
Кайрат Боранбаев является учредителем и соучредителем трех десятков компаний, среди которых инвестиционная компания «Q Capital LTD», туристическая «Central Asia Travel», компании по аренде недвижимости «ААТД», «Алмалы Трейд», «Astana Luxе Retail» «Си Пи ритэил Алматы», сеть ресторанов Tomato (через «Beverage&Food Group»), бизнес-школа qosy.kz; компания по продаже недвижимости «Keruen Investments» и многие другие.
Бизнесмен передал государству ТРЦ «Алмалы», но в его владении по-прежнему остается холдинг с одноименным названием. Он объединяет промышленные предприятия, проекты в сфере общественного питания и крупные объекты развлечений и недвижимости. Это производственно-логистический центр Food Town Kz, завод по производству минеральной воды Alex Saryagash и компания-дистрибьютор этой воды Kazakhstan Distributors Centre, нефтехимическая компания «Кемикал», Карагандинский фармацевтический комплекс, а также Esentai Mall.
Кстати, пока неясно, как будет работать и в чьей юрисдикции останется Bekmambetov Cinema, расположенный на территории переданного государству ТРЦ «Алмалы».
Боранбаев остается соучредителем добывающей компании «KazCobalt». Этот бизнес он ведет вместе с тремя партнерами – Жаббаргали Кесикбаевым, Андреем Кимом и Рашитом Махатом. Недавно Рашит Махат и Андрей Ким стали героями нашего материала: бизнесмен Ермек Алимов подал на них иск в Высокий суд Англии и Уэльса, дело касалось майнинга криптовалюты.
Продолжает работу ТОО «АТЦ-галерея», которое является заказчиком реконструкции центра современной культуры «Целинный». Налоговые отчисления в 2023 году составляют 150 млн тенге, в 2022 году – 159 млн тенге. Учредителями этого ТОО являются Кайрат Боранбаев и его дочь Әлима Қайрат (Алима Боранбаева, экс-супруга умершего Айсултана Назарбаева, внука Нурсултана Назарбаева).
Все вышеуказанные компании работают и, по нашим подсчетам, выплатили с начала года свыше 6 млрд тенге налогов.
Гостиничный бизнес
Боранбаев передал государству гостиницу Comfort Hotel Astana, под вопросом остается его участие в деятельности алматинского пятизвездочного отеля «Рахат Палас», построенного на займы под госгарантии. Мы уже рассказывали, что после того, как отель приобрел Боранбаев, долг компании перед государством стал стремительно растворяться за счет реструктуризаций.
В реестрах нет свежих данных о конечных бенефициарах АО «Казахско-Австрийское совместное предприятие «Рахат». Последний аудиторский отчет датируется 2020 годом, и там Боранбаев назван единственным бенефициаром – лично и через принадлежащее ему ООО «Консалтинггаз».
В открытых источниках о передаче отеля государству не сообщалось. Налоговых отчислений в 2023 году у управляющей компании нет, зато есть задолженность по налогам в 587 млн тенге.
Боранбаев владеет гостиничным комплексом Medeu Park Hotel, который строится на территории бывшей гостиницы «Медеу» (1977). Деньги на этот проект (10 млрд из 12,5 млрд тенге) бизнесмен планировал взять в Банке развития Казахстана (БРК), но банк снял проект с рассмотрения. Строительство заморозили после ареста Боранбаева, но, по данным СМИ, летом оно возобновилось. «На сегодняшний день на объекте «Гостинично-жилищный комплекс со встроенными объектами обслуживания, расположенный по адресу: г. Алматы, Медеуский район, ул. Керей-Жанибек хандар, уч. № 582А», ведутся строительно-монтажные работы на уровне кладки», – сообщили в июне ответ на запрос «Курсива» в ГАСК Алматы.
БРК отказал в финансировании по еще одному проекту – Butakovka Wellness & SPA. Боранбаев планировал построить в ущелье Бутаковка оздоровительный комплекс с гостиницей, рестораном, медицинским центром, аптекой и площадками для тренировок на открытом воздухе. Стоимость проекта оценивалась в 12,5 млрд тенге. Получит ли проект продолжение, неизвестно. По данным adata.kz, в этом году компания выплатила налогов на 2,9 млн тенге.
Ресторанный бизнес
Кайрату Боранбаеву по-прежнему принадлежит сеть ресторанов в Казахстане, Беларуси и России, ранее работавших по франшизе McDonald’s.
ТОО «Food Solutions KZ» управляет 22 ресторанами, и, судя по налоговым отчислениям, дела у компании идут успешно. В прошлом году она выплатила рекордные 2,2 млрд тенге налогов, за три квартала этого года – 1,3 млрд тенге.
Напомним, в 2022 году компания McDonald’s объявила об уходе бренда с рынка СНГ. Компании-франчайзи переименовали рестораны. В Казахстане точки около полугода работали под вывеской «Мы открылись», а в августе были названы именами сотрудников («Мен Мәдиярмын», «Мен Юлиямын», «Мен Арманмын»). Компания объяснила, что таким образом хотела выразить признательность своей команде.
В России Боранбаев собирается инвестировать 1,2 млрд рублей в строительство восьми ресторанов «Вкусно и точка» в Башкирии, сообщает РБК. Это будет совместный бизнес с башкирской сетью кулинарий «Пышка». Сетью ресторанов он владеет через ООО «Региональная сеть предприятий питания» (СПП), которое управляло McDonald’s в Свердловской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, Тюменской и Кировской областях. В прошлом году выручка компании составила 14,97 млрд руб., чистый убыток – 491,3 млн руб.
Хуже дела обстоят в Беларуси. Государственный комитет по имуществу РБ подал в суд, требуя приостановить деятельность компаний по заявлениям контролирующих органов. Ответчиками выступают принадлежащие Боранбаеву «КСБ Виктори Рестораны» и материнская компания Ksb Victory Restaurants PTE.Ltd, которая располагается в Сингапуре. Пока рестораны работают в прежнем режиме, другие подробности не сообщаются.
Фармацевтический бизнес
Через компанию «Неотекфарм» Боранбаев вместе с партнерами контролирует Карагандинский фармацевтический комплекс. Это завод, на котором разливали вакцину «Спутник V» от COVID-19.КФК был построен по личному поручению первого президента Нурсултана Назарбаева и специализируется на производстве иммунобиологических, биофармацевтических и лекарственных препаратов. Предприятие выплатило 2,5 млрд тенге налогов в 2022 году и 1,4 млрд тенге с начала этого года.
Через фармацевтический завод Боранбаева Россия хочет импортозамещать инсулин, выпуская его аналог гларгин. Производство будет в Санкт-Петербурге, а казахстанский завод будет курировать стадии розлива и упаковки. Контракт подписан с российской компанией «Герофарм», которой владеет еще один российский миллиардер – Петр Родионов (состояние – 3 млрд долларов США).
Cоучредителями «Неотекфарм» вместе с Боранбаевым являются российские бизнесмены, контролирующие фармацевтический рынок России, и экс-чиновники высокого ранга:
- миллиардер Виктор Харитонин, чье состояние Forbes оценивает в 5 млрд долларов США;
- управляющая компания «Деловой дом «Калита», которой владеет Василий Кульков. По всей видимости, речь идет о сыне российского миллиардера Егора Кулькова. Его состояние Forbes оценивает в 3 млрд долларов США;
- Андрей Дементьев и Андрей Реус, в разные годы занимавшие пост заместителя министра промышленности и энергетики. Кроме того, Андрей Дементьев был заместителем Минпромторга РФ. Реус сейчас, по данным открытых источников, работает управляющим директором машиностроительной корпорации «Оборонпром», которая находится под западными санкциями.
Учредители «Неотекфарм» владеют заводом «Нур-май фармация» в Алматинской области, он выпускает инфузионные растворы. Налоги – 158 млн тенге в 2022 году и 118 млн тенге в 2023-м.
Вместе с Виктором Харитониным Боранбаев имеет долю в компании «Мединвестгрупп Казахстан», которая специализируется на лечении онкологических заболеваний и открыла в Алматы Центр ядерной медицины.
Недвижимость за рубежом
Боранбаеву по-прежнему принадлежат весьма привлекательные зарубежные активы (подробно мы их анализировали в отдельном материале). По данным регистра предприятий Латвийской Республики, он является конечным бенефициаров мини-отеля и гольф-клуба Jūrmala Golf Course и строительной компании Baltic Resort Group, а также владеет недвижимостью в Британии. Боранбаеву также принадлежат особняки Литтл Хилл и Пайн Хилл (земля, где построен особняк, по данным радио Азаттык, раньше принадлежала герцогскому семейству Веллингтонов).
Подписаться на @Shishkin_like