С 1 января 2025 года в Казахстане действует новый стандарт для сферы общественного питания. Согласно ему, курьеры, которые занимаются доставкой еды, должны иметь медицинскую книжку установленного образца с отметками о прохождении медосмотров, а также «проходить профессиональную гигиеническую подготовку». Кроме того, новый стандарт рекомендует курьерам руководствоваться некими общепринятыми нормами и правилами поведения.
Как писал Zakon.kz, в одном лишь Алматы ежедневно на работу выходит от 12 до 20 тыс. курьеров. Вероятно, большинство из них сотрудничают с популярными сервисами доставки. В этом материале мы решили посмотреть, кто контролирует рынок доставки еды в Казахстане, сколько денег эта деятельность приносит бюджету страны, а также вспомнили, как складываются отношения между компаниями и курьерами, которые с ними сотрудничают в качестве партнёров. Как оказалось, курьеры каждого сервиса из нашего обзора выходили на забастовку с требованиями пересмотреть тарифы на их услуги, увеличить ставки за заказы или улучшить условия труда.
Glovo
ТОО «Glovo Kazakhstan» зарегистрировано в 2019 году и за это время выплатило налогов и других обязательных платежей на сумму 9,3 млрд тенге. Максимальные отчисления в бюджет пришлись на 2023-2024 годы – совокупно около 6 млрд тенге.
В 2024 году компания заняла 10 место в рейтинге крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана по версии Forbes.kz. Издание оценило выручку Glovo Kazakhstan за 2023 год в 60,2 млн долларов. Как писал Digital Business, к сервису подключено более 5 тыс. партнёров (рестораны, кафе, бургерные, магазины, аптеки и т.д.) и 3 тыс. курьеров в 16 городах Казахстана.
Учредителем ТОО является испанская Glovoapp Emea S.L. с головным офисом в Барселоне. Компания была основана в 2014 году Оскаром Пьером и Сашей Мишо. С середины 2022 года является частью публичной немецкой компании Delivery Hero Group, которая владеет 94% акций Glovo. По данным Bloomberg, сумма сделки тогда составила 2,6 млрд долларов. В прошлом году Саша Мишо в интервью изданию Digital Business рассказывал, что Glovo в Казахстане ежегодно растёт на 25%, однако рынок нашей страны до сих пор является для компании инвестиционным. В 2024 году Glovoapp Emea S.L. инвестировала в развитие своего казахстанского бизнеса 25 млн евро.
В июле 2021 года десятки курьеров Glovo вышли на забастовку в Алматы. Они требовали пересмотреть условия труда, в частности, увеличить базовую оплату, изменить систему бонусов, улучшить систему оформления заказов, а также страховать их от ДТП. Как писало «Радио «Азаттык», протестующие, не добившись встречи с руководством компании, попытались перекрыть участок улицы Желтоксан, а затем отправились в городской акимат, чтобы подать обращение. В Glovo тогда прокомментировали, что согласие с системой оплаты и тарификацией оговаривается заранее и прописывается в договоре при подключении курьера к сервису, и если партнёр не согласен с системой и тарификацией, то может сотрудничать с другой компанией.
Wolt
ТОО «Wolt Technologies Kazakhstan» зарегистрировано в 2019 году и за это время выплатило налогов на 7,2 млрд тенге (максимальные – около 3 млрд тенге – пришлись на 2024 год).
Компания также входит в топ-50 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана по версии Forbes.kz, где занимает 15 место. Её выручка в 2023 году оценивается в 47,3 млн долларов. По данным на конец 2023 года, сервис представлен в 18 городах Казахстана, к нему подключено более 3 тыс. партнёров (ресторанов, магазинов и т.д.).
Учредитель ТОО – финская компания Wolt Enterprises Oy. Она была основана в 2014 году в Хельсинки, а с 2022 года принадлежит американскому сервису по доставке еды DoorDash. Reuters писал, что сумма сделки составила 3,5 млрд долларов США. В Казахстане у Wolt Enterprises Oy есть ещё одна дочерняя компания – ТОО «Wolt Services Kazakhstan», она занимается розничной торговлей в неспециализированных магазинах (налоги – 84,3 млн тенге с 2022 года).
Год назад курьеры Wolt устроили забастовку перед офисом компании в Алматы. Они поднимали вопросы о прозрачном формировании тарифов за их работу. Представители ТОО «Wolt Technologies Kazakhstan» в свою очередь заявили, что решение данных вопросов входит в компетенцию головного офиса компании в США и Финляндии, и казахстанское представительство направит туда соответствующее письмо.
В 2021 году курьеры Wolt требовали изменить модель оплаты труда и увеличить количество заказов, которое снизилось в связи с сезонностью. Тогда компания заблокировала аккаунты 40 протестующих курьеров, а в отделе маркетинга заявили, что эти курьеры представляют угрозу для штатного персонала. Однако после компания пошла на уступки – прежнюю систему оплаты труда временно вернули, а аккаунты протестующих курьеров разблокировали.
Яндекс Еда
ТОО «Яндекс. Еда Казахстан» зарегистрировано в 2016 году, однако как сервис по доставке еды начало работать только в 2019 году. Налоговые отчисления – 1,7 млрд тенге, практически вся сумма пришлась на 2023-2024 годы.
Компания располагается на 37 месте в рейтинге крупнейших торговых интернет-площадок страны по версии Forbes.kz с выручкой 14,6 млн долларов за 2023 год. По состоянию на май 2024 года сервис был доступен в девяти городах Казахстана.
С января 2024 года учредителем «Яндекс. Еда Казахстан» является Y.E. Holding Limited, зарегистрированное в Дубае и, вероятно, связанное с российским ООО «Уай.и. Холдинг».Напомним, что в июле 2024 года нидерландская Yandex N.V. завершила продажу российских активов «Яндекса» и вышла из состава акционеров компании. Владельцем IT-гиганта стал закрытый паевой инвестиционный фонд «Консорциум. Первый». В число его пайщиков входят Leta Capital Александра Чачавы, гендиректор специализированного депозитария «Инфинитум» Павел Прасс, многопрофильный инвестор Александр Рязанов, ПАО «Лукойл», а также менеджеры «Яндекса».
Летом 2023 года курьеры «Яндекса» заявили о плохих условиях труда и устроили забастовку в Астане. Как сообщал портал Tengrinews со ссылкой на столичный департамент полиции, курьеры на мопедах собрались на территории ЕХPО, а затем проследовали к монументу «Казахстанское солнце» по проспекту Кабанбай батыра. По пути они создавали помехи дорожному движению, за что были остановлены сотрудниками полиции для выяснения обстоятельств. В итоге участников акции привлекли к административной ответственности за нарушение ПДД.
Chocofood
Является частью холдинга Chocofamily, куда также входят Choco Рядом, Choco Delivery, Chocolife.me, Choco Loyalty and Digital Restaurant, iDoctor.kz. Оператором сервиса доставки является ТОО «Интернет доставка», зарегистрированное в 2013 году. Налоговые отчисления – 1,3 млрд тенге с 2015 года.
В рейтинге крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана сервис занимает 33 место, его выручку за 2023 год Forbes.kz оценил в 17 млн долларов. Как пишет издание, Chocofood сотрудничает с более чем 1500 заведений.
Учредителем компании является ТОО «Chocofamily Holding», которое принадлежит основателю холдинга Рамилю Мухоряпову и ЧК «Chocofamily Holding LTD.». У последнего предприятия 51 учредитель, включая родственников Мухоряпова, исполнительного директора холдинга Chocofamily Николая Мазенцева и бизнесмена Тимура Турлова. Как писали СМИ, Турлов вошёл в капитал Chocofamily Holding Ltd. в 2017 году, а спустя два года увеличил в нём свою долю до 18%. При этом он подчёркивал, что инвестирует в Choco свои личные средства, а не деньги Freedom Holding.
В 2021 году группа курьеров Chocofood собралась на акцию протеста возле центрального офиса компании. Они были недовольны размерами выплат, однако, по словам руководства компании, вопросы были решены – у курьеров появилось больше шансов на получение повышенного бонуса за скорую доставку заказа, а также была пересмотрена оплата за расстояние доставки.
Подписаться на @Shishkin_like