top of page
Фото автораShishkin_like

Кто кормит детей Казахстана




Как организовано питание в учебных заведениях страны

 

6 сентября в Мангистауской области произошло массовое отравление детей. Инцидент, от которого пострадали более 400 учеников, произошел в сельской школе в Бесшокы. Полиция начала расследование, премьер-министр поручил проверить все школьные столовые страны, а детский омбудсмен поспешила указать на изъяны в системе организации питания в учебных заведениях.


Наш редактор Маргарита Бочарова выяснила, что у начатого уголовного дела едва ли есть хоть какие-то шансы дойти до суда. Провинившиеся, как показывает практика, успешно избегают какой-либо ощутимой ответственности. Между тем, в сфере обеспечения детей питанием государство ежегодно разыгрывает миллиарды тенге — преимущественно способом из одного источника. К слову, именно так бизнесвумен из Мангистау, ответственная за работу той самой столовой в школе №8, и получила большую часть контрактов за последние пять лет.

 

Кто кормит детей в Бесшокы


С 2022 года горячее питание для младшеклассников и детей из малообеспеченных семей в школе №8 обеспечивает индивидуальный предприниматель Даметкен Шакенова. За это время она как поставщик исполнила восемь госконтрактов общей стоимостью 161,1 млн тенге. Еще один договор на 51,5 млн тенге между сторонами действует с апреля этого года.


62-летняя Шакенова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель еще в 2001 году. По данным Adata.kz, за последние пять лет в рамках госзакупок её небольшая компания заключила контрактов на 1,8 млрд тенге. Судя по списку заказчиков, всего бизнесвумен кормит или кормила учащихся 14 школ Мангистауской области. Среди способов сотрудничества преобладает (81%) закуп из одного источника.


В СМИ пишут, что отравление школьников в Бесшокы — «не первый скандал, в котором фигурирует этот индивидуальный предприниматель». Журналисты, в частности, вспоминают прошлогодние жалобы родителей на качество питания в актауском лицее-интернате «Білім-инновация». Однако в 2023 году воспитанников учебного заведения формально кормила другая предпринимательница — 37-летняя Кундыз Шакенова.

 

Из судебных документов нам стало известно, что женщины приходятся друг другу матерью и дочерью. Более того, вдвоем они выступают соучредителями общественного фонда «Мать и дитя – 2011». В прошлом году его, кстати, чествовали на очередном Гражданском форуме, проводимом под эгидой государства.

 

Кундыз Шакенова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель в сфере обеспечения питанием в 2009 году. С 2020 года стоимость заключенных ей госконтрактов достигла 1,1 млрд тенге. По подсчетам Adata.kz, большая часть этой суммы — 57% — выиграна способом из одного источника. У Шакеновой-младшей три десятка заказчиков, среди которых уверенно лидируют детские сады (24 коммунальных госпредприятия).

 

Кроме этого, у Даметкен и Кундыз Шакеновых есть еще три компании в форме ТОО. Две из них специализируются на обеспечении питанием, третья — на строительстве жилых зданий. Ни одна из них, судя по налоговым отчислениям или их отсутствию, пока не приносит владелицам прибыли.

 

Отметим напоследок, Шакенова-старшая — относительно известная в Мангистауской области общественная деятельница, недвусмысленно демонстрирующая политические амбиции. В 2018 году на уровне Ассамблеи народа Казахстана её отметили как мецената, и она вошла в ассоциацию предпринимателей при АНК. В 2019 году, как сама она указала на своей странице в Facebook, стала членом общественного совета области (сейчас её нет в его составе).

 

В 2020 году Шакенова участвовала в праймериз правящей партии Nur Otan (ныне Amanat), а в этом году хвасталась в соцсетях фото с Нурланом Ногаевым, когда тот еще пребывал в должности акима Мангистауской области.

 

Как устроены закупки питания для детей в Казахстане

 

В прошлом году общая стоимость госконтрактов по такой услуге как «организация обеспечения питания детей» составила 116,2 млрд тенге. За восемь месяцев этого года, по данным Adata.kz, госорганы уже заключили аналогичных контрактов на 131,8 млрд тенге. 86% этой суммы было распределено как закуп из одного источника. В 2024 году больше всего денег из бюджета на питание детей ушло в Алматы и Туркестанской области.

 

Всего в сфере организации детского питания в Казахстане работает 2,6 тыс. поставщиков. Заказчиков немного больше, что позволяет зафиксировать средний уровень конкуренции в рассматриваемой области. Еще одна особенность: хозяевами детских столовых в республике по праву можно считать индивидуальных предпринимателей. Из трех десятков самых крупных поставщиков питания детям в 2024 году 20 компаний работают в форме ИП.

 

Несмотря на это, пока рейтинг возглавляет алматинское ТОО «Аспаз», принадлежащее 72-летнему Анатолию Фатьянову. С 2015 года компания уплатила налогов на 2,2 млрд тенге, и тогда же стала участником госзакупок. За последние шесть лет стоимость заключенных ею контрактов почти достигла 13 млрд тенге. В этом году у бизнесмена чуть больше сотни заказчиков, среди которых не только школы, но и детские сады, колледжи, медицинские учреждения.

 

В открытых источниках имя Фатьянова упоминают в связи с принятием в 2015 году новых правил аренды помещений в государственных соцобъектах. Тогда они вызвали недовольство, потому что стоимость съема столовых в школах и больницах одномоментно выросла в разы. Фатьянов не только высказывал возмущение в СМИ, но и, как оказалось, судился с Минюстом и Миннацэкономики, пытаясь отменить нововведение. Суд отказал ему в удовлетворении иска.

 

На втором месте в рейтинге крупнейших поставщиков питания для детей в этом году — 56-летний индивидуальный предприниматель Азимхан Токсеитов. По подсчетам Adata.kz, только в этом году стоимость его контрактов с госорганами составила 2,2 млрд тенге, все они были заключены способом из одного источника. Заказчики — отделы образования Тараза и пяти районов Жамбылской области. Данные об уплаченных бизнесменом налогах не доступны, однако известно, что он задолжал обязательных отчислений на 2 млн тенге.

 

Осенью 2023 года в одной из школ, которую обслуживает Токсеитов, произошло массовое отравление детей. В СМИ упоминали о 44 школьниках и двух педагогах, обратившихся за медицинской помощью. По данным судебных документов, проверка выявила в кухонном блоке множество нарушений санитарно-эпидемиологических норм. И в готовых продуктах, и в полуфабрикатах проверяющие обнаружили стафилококк.

 

Примечательно, что в результате предприниматель понес лишь административную ответственность. Суд выписал ему штраф в размере 1,7 млн тенге и приостановил работу на три месяца (апелляционная инстанция эту меру впоследствии отменила).

 

Чем закончились другие скандалы с массовым отравлением детей в Казахстане

 

Караганда, 2023 год. Из Центра оказания специальных социальных услуг для детей с симптомами отравления в больницу поступили 14 мальчиков. Двое из них впоследствии скончались. Пищевое отравление специалисты исключили, спустя год следствие все еще пытается установить причины и виновников случившегося. Минувшим летом областные прокуроры сообщили «Азаттыку», что намереваются проводить «отдельные следственные действия» в России. Вероятно, речь идет о дополнительной экспертизе.

 

Кызылординская область, 2023 год. В средней школе №225 в ауле Каукей пищевое отравление получили два десятка учеников. После анализов 14 школьникам диагностировали «Стафилококковое пищевое отравление», следует из судебных документов. За питание детей отвечала индивидуальная предпринимательница Гулсин Мирманова. По иску учебного заведения она была признана недобросовестным участником госзакупок (хотя в соответствующем реестре мы её не обнаружили), в этом году на её счету нет госконтрактов.

 

Актобе, 2022 год. Дети, занимавшиеся плаванием в бассейне «Достык», пожаловались на тошноту, кашель и сыпь. Спортивное учреждение, по сообщениям СМИ, вынуждено было приостановить работу. В ходе проверки выяснилось, что причиной недомогания детей стало отклонение уровня Ph из-за хлора, которым дезинфицируют воду. Вскоре после жалоб чиновники констатировали, что вода в бассейне соответствует нормативам, и здоровью детей больше ничего не угрожает. В судебной истории бассейна мы не обнаружили исков, связанных с этой ситуацией.

 

Темиртау, 2019 год. Десять учеников школы № 4 обратились за медицинской помощью после посещения столовой, трое из них в результате были госпитализированы. Имя индивидуального предпринимателя, который отвечал за питание детей, в СМИ не упоминают, однако известно, что уголовное дело в отношении персонала столовой прекратили за отсутствием состава преступления. Местные власти в судебном порядке пытались приостановить работу столовой, однако суд отказал им в этих требованиях.

 

Костанай, 2014-2015 годы. Два эпизода отравления учащихся произошли в течение одного учебного года в местном Казахско-турецком лицее (ныне лицей для одаренных детей «Бiлiм-Инновация»). В общей сложности были госпитализированы 26 человек. Уголовные дела по обоим случаям прекратили после примирения с родителями пострадавших. Ответственные работники были привлечены к дисциплинарной ответственности, директора и медработника учебного заведения уволили. При этом столовую в лицее не арендовали, её персонал находился в штате организации.

 

Западно-Казахстанская область, 2014 год. Массовое отравление детей произошло в сельской школе села Березовка, которое располагается близ Карачаганакского месторождения. Резонансный случай поднял дискуссию об экологических последствиях добычи нефти: КПО обвиняли во вредных выбросах в атмосферу. Власти же после проверки заявили, что 25 школьников пострадали от выбросов газового котла в школьной столовой. Уголовное дело, в конечном счете, прекратили, жителей села переселили и выплатили компенсацию.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page