В 2023 году рынок рекламы в Казахстане впервые преодолел отметку в 100 млрд тенге. Об этом в начале февраля сообщила комиссия экспертов Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации (ЦАРА). По её данным, суммарный объём рекламы, которая размещалась на ТВ, радио, в прессе, интернете, плюс наружная реклама, составил 113,4 млрд тенге, что на 33% больше по сравнению с 2022 годом.
Наш редактор Маргарита Кунцевич изучила годовой отчёт ассоциации и присмотрелась к участникам рынка – а именно к шести компаниям, которые являются лидерами отрасли по сумме налоговых отчислений за 12 месяцев (согласно сервису Adata.kz). Ожидаемо оказалось, что реклама в прессе теряет позиции, а интернет-реклама наращивает объёмы. Также выяснилось, что самые крупные компании на этом рынке имеют или имели связи с семьей экс-президента Нурсултана Назарбаева и акима Алматы Ерболата Досаева. В целом же владельцы многих рекламных агентств в нашей стране – это граждане США, Украины, Беларуси, а, собственно, казахстанцев в их числе меньше всего.
Обзор рынка рекламы на 2023 год
По словам председателя Совета экспертов ЦАРА Ильмурада Джумаева, в 2023 году в объёмах выросли почти все медиасегменты, за исключением прессы. Ниже – краткий обзор рынка по данным годового отчёта ассоциации.
ТВ-реклама. Перераспределение телеканалов между портфелями селлеров замедлило рост рынка в первом полугодии 2023 года, высокий спрос на телевизионную рекламу был достигнут в мае.
На ТВ больше всего размещают рекламу банковских и финансовых услуг, бытовой техники, а также кондитерских изделий. Идут на телевидение и компании из интернет-среды: Яндекс, Ozon, Olx, Lamoda, Glovo, InDrive, Wolt. По данным ЦАРА, ожидается, что годовой рост рекламы на ТВ составит 14%.
Интернет-реклама. Инвестиции в этот сегмент увеличились на 56% по сравнению с 2022 годом. В лидерах остаётся видеоформат, растёт спрос на performance, e-com, программатику и спецпроекты. Также растёт использование Big Data.
Основные драйверы рынка интернет-рекламы – финансы, ритейл, автобизнес, товары повседневного спроса (FMCG), фармацевтика, бэттинги (ставки на спорт), недвижимость. Траты на рекламу в интернете традиционно увеличиваются в 3-4 кварталах года. Это связано с сезоном подготовки к школе, чёрной пятницей, новогодними праздниками.
Наружная реклама. Этот рынок восстановился и продолжает расти (+34% к 2022 году). Ключевым фактором здесь является развитие направления DOOH (Digital out-of-home – цифровая наружная реклама, которая настраивается в интернете). Заметный рост наблюдался в 3-4 кварталах 2023 года благодаря установке новых диджитал-конструкций и замене классических форматов.
Реклама на радио. Этот сегмент рынка также восстанавливается и показывает рост (+5% к 2022 году). Положительная динамика спроса наблюдается со стороны авторитейла, а вот букмекерские конторы стали менее активными. Также основными рекламодателями на радио остаются магазины электроники и банки. Прямое размещение остаётся наиболее востребованным, но спрос на спонсорство и спецпроекты также сохраняется.
Реклама в прессе. Сегмент сократился за год на 10%. Снижение затронуло несколько традиционных категорий рекламодателей, включая фармацевтику. Однако категория люксовых товаров в глянцевых изданиях продолжает демонстрировать стабильную активность. Для сравнения: по данным Forbes.kz, в 2013 году реклама в прессе занимала более 16% всего рынка и располагалась на втором месте после рекламы на ТВ.
Крупные участники рынка
АО «РТС Деко»
Направление: наружная реклама
Бенефициары: JC Decaux Asie Holding – 50%, Даурен Блиев – 40%, Арман Кагаров – 10% (на конец 2022 года)
Налоги: 8,4 млрд тенге с 2015 года, включая рекордные 1,8 млрд тенге за 2023 год
Компания работает с 1998 года и называет себя лидером в области наружной рекламы по всему Казахстану. Продаёт рекламу на собственных конструкциях по городу (в их числе светящиеся информационные панели на остановках, диджитал-билборды и т.д.). В 2007 году стала частью глобального холдинга JCDecaux (головной офис находится во Франции).
Согласно последнему финансовому отчёту, чистая прибыль АО «РТС Деко» за 2022 год составила 909,2 млн тенге. До 2020 года компания участвовала в госзакупках (21 контракт на 13,2 млн тенге, основной заказчик – «Алматыжарнама»).
До 2023 года совладельцами компании были Гульнар Досаева (супруга акима Алматы Ерболата Досаева) и Гаухар Каппарова (вдова известного предпринимателя Нурлана Каппарова). У них было по 15% акций, которые они продали в декабре 2022 года. Судя по финансовой отчётности, эти доли перешли к Даурену Блиеву, сооснователю компании (на конец 2021 года у него было 10% акций, а на конец 2022-го – 40%). Второй сооснователь и руководитель, Арман Кагаров, по-прежнему владеет 10% компании.
После выхода из АО «РТС Деко» у Досаевых и Каппаровых ещё какое-то время был совместный бизнес с Блиевым и Кагаровым. В июне 2023 года издание Bes. Media писало, что все они (включая самого Ерболата Аскарбековича) являются соучредителями ТОО «РТС ЛТД», которое занимается управлением собственной недвижимостью. Однако в сентябре 2023 года супруги Досаевы и Гаухар Каппарова с сыном Нурсултаном вышли и из этого бизнеса.
ТОО «TV Media Advertising Agency»
Направление: ТВ-сейлер
Бенефициар: нет данных в открытых источниках, до 2016 года – Дарига Назарбаева и КОО «Andrade Holding B.V.» (Нидерланды)
Налоги: 6,4 млрд тенге с 2015 года, включая 780 млн тенге за 2023 год
Работает с 1997 года и специализируется на продаже телевизионной рекламы. В госзакупках не участвует. У компании 4 «дочки»: ТОО «TV Media Digital Sail», ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация», ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» и ТОО «TV Media Digital». Сумма их налоговых отчислений за 12 месяцев – 140,8 млн тенге.
В бизнес-реестрах нет информации о нынешних учредителях агентства, однако с 2007 по 2016 год им владела Дарига Назарбаева. С 2008 по 2016 год в соучредители добавилось КОО «Andrade Holding B.V.» с юрисдикцией в Нидерландах. Об этой компании мы уже писали в материале о владельцах сгоревших зданий на площади Республики (там она тоже фигурировала в связке с Даригой Нурсултановной).
Тогда же мы попытались разобраться в хитросплетениях с учредителями этой голландской фирмы, вышли на материнскую Marden Group B.V. и предположили, что она объединяет офшорные компании с бенефициарами из разных стран. А о том, по какой причине в казахстанских реестрах нет информации о бенефициарах некоторых компаний, мы подробно писали летом прошлого года (если вкратце, то проблему открытости данных в своё время решил бывший министр юстиции РК, сват Назарбаевой Берик Имашев).
О связи ТОО «TV Media Advertising Agency» с Даригой Назарбаевой свидетельствует и личность руководителя компании. С 2007 года им бессменно является 56-летний Валерий Сафонов, в конце 90-х-начале 2000-х он руководил другим активом Назарбаевой – радиостанцией «Европа плюс Казахстан».
Об актуальных активах Дариги Назарбаевой можно почитать здесь.
ТОО «TDS Media»
Направление: интернет-реклама
Бенефициары: Мухтар Мухтаров и Данияр Тулеутаев
Налоги: 6,2 млрд тенге с 2016 года, включая 1,8 млрд тенге в 2023 году
Компания зарегистрирована в 2016 году в Алматы и позиционирует себя как крупнейшее диджитал-агентство в Центральной Азии. Также имеет представительства в Узбекистане и Сингапуре. В 2019 и 2020 годах участвовала в госзакупках (три контракта на сумму 14,3 млн тенге).
С августа 2023 года учредителями TDS Media являются Мухтар Мухтаров и Данияр Тулеутаев, оба – личности не публичные. До этого учредителем агентства числилась TDS Media PTE LTD. с юрисдикцией в Великобритании. Согласно британскому реестру, эту компанию контролирует англичанин Michael Lewis Sturdy.
Вместе Мухтаров и Тулеутаев также владеют рекламным агентством Veritas Media (налоги – 2,3 млрд тенге с 2015 года). Примечательно, что учредителями этой компании они стали тоже в августе 2023 года, а до этого ей владела та же TDS Media PTE LTD.
ТОО «Admixer Central Asia»
Направление: интернет-селлер
Бенефициары: компания Admixer Limited (Алексей Болтивец) и Алан Ибраим
Налоги: 4,2 млрд тенге, включая рекордные 1,6 млрд тенге в 2023 году
Компания зарегистрирована в 2014 году в Алматы. По данным издания Tribune, является лидером в сфере интернет-рекламы в Казахстане и занимает на рынке долю в 46%. В госзакупках не участвовала.
Один из учредителей агентства – казахстанец Алан Ибраим. В прошлом году на конференции Digital Wave его признали лучшим диджитал-маркетологом Казахстана.
Второй учредитель – иностранная компания Admixer Limited. Согласно данным из британского реестра, компания зарегистрирована в 2014 году в Великобритании, руководителем является гражданка Украины Татьяна Сорочинская. Контролирующее лицо – гражданин Украины Алексей Болтивец, у него 75% или более акций компании. Рекламную сеть Admixer он создал в 2009 году, а спустя четыре года она попала в топ-3 сетей Уанета по охвату.
ТОО «Wunder Digital»
Направление: интернет-реклама
Бенефициары: Игорь Жукевич, Дмитрий Григорьев, Наталья Лукашева, Максим Пархимович, Родион Сычевский
Налоги: почти 3 млрд тенге с 2017 года, включая рекордные 1,4 млрд тенге за 2023 год
Компания зарегистрирована в 2017 году в Алматы. Занимается контекстной рекламой, лидогенерацией, SMM, веб-аналитикой и др. По данным издания Tribune, является лидером по контекстной рекламе в Казахстане. Один раз участвовала в госзакупках: в 2020 году заключила контракт на 900 тыс. тенге с Национальным институтом интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК (услуги по проведению маркетинговых кампаний).
Казахстанское ТОО «Wunder Digital» является частью одноименного международного диджитал-агентства, основанного в Беларуси Игорем Жукевичем. Помимо РК и РБ, глобальное Wunder Digital работает на рынках России, Узбекистана и Молдовы. Входит в состав международного холдинга OMD Media Direction и является членом международной Ассоциации интерактивной рекламы.
ТОО «Httpool Kazakhstan»
Направление: интернет-реклама
Бенефициары: Кристиан Гастон Таратута и Игнасио Мартин Видагурен (США)
Налоги: 1,4 млрд тенге с 2021 года, включая 1 млрд тенге в 2023 году
Httpool Kazakhstan зарегистрировано в Алматы в 2021 году и является частью глобальной компании Httpool со штаб-квартирой в Великобритании. Региональные офисы агентства расположены в различных регионах, включая Центральную Европу, Скандинавию, Балтию, Балканы, страны СНГ и Юго-Восточную Азию. Является эксклюзивным партнёром по продажам рекламы в TikTok, Digital Turbine, Twitter, Spotify, LG SmartTV Ads в Казахстане.
Согласно казахстанским бизнес-реестрам, учредитель ТОО «Httpool Kazakhstan» – Httpool Holdings UK Limited с юрисдикцией в Великобритании. По данным британской Регистрационной палаты, у этой компании два владельца – аргентинцы с резидентством в США Кристиан Гастон Таратута и Игнасио Мартин Видагурен. Их главный актив – базирующийся в Аргентине холдинг Aleph, куда помимо Httpool входят компании Wise. Blue, Snack, IMS (Internet Media Services). В 2022 году основатель компании Кристиан Гастон Таратута получил награду «Предприниматель года» от Ernst&Young.
Подписаться на @Shishkin_like