Куда жаловаться на врача и какие лекарства можно получить бесплатно
- Свидетель.kz
- 2 дня назад
- 3 мин. чтения

Фонд медицинского страхования проанализировал поступающие от населения вопросы и подготовил ответы на наиболее популярные.
На что можно рассчитывать, оплачивая ОСМС
В перечень медпомощи по системе ОСМС входят:
профилактические осмотры, консультации профильных специалистов, динамическое наблюдение лиц с хроническими заболеваниями, диагностика и лечебно-профилактические процедуры;
стоматологические услуги предусмотрены только для социально уязвимых категорий населения. При этом плановая стоматология в рамках ОСМС предусмотрена только для беременных женщин и детей;
специализированная и высокотехнологичная помощь в стационарах и замещающих условиях, то есть на дому для лежачих больных:
плановая и экстренная стационарная помощь (лечение в круглосуточном стационаре, операции, в том числе дорогостоящие, лечение в условиях дневного стационара;
медицинская реабилитация (после болезни, травм, операций);
обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями на уровне поликлиники (для состоящих на учёте) и при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на уровне стационара.
На что можно рассчитывать бесплатно, если нет статуса в ОСМС
Тем, у кого нет взносов в ОСМС, доступен гарантированный объём бесплатной медицинской помощи. ГОБМП также предоставляется кандасам, беженцам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РК.
Пакет включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, а также лекарственное обеспечение.
В гарантированный объем медпомощи входят:
скорая медицинская помощь;
первичная медико-санитарная помощь;
специализированная помощь в амбулаторных условиях: при профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции и туберкулёза; при травмах, отравлениях и других неотложных состояниях; при социально значимых и определённых хронических заболеваниях;
специализированная медпомощь на дому: при социально значимых заболеваниях; при определённых хронических заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению;
специализированная медпомощь в стационарах: при лечении инфекционных, паразитарных заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при изоляции лиц с подозрением на эти заболевания;
медицинская реабилитация больных туберкулёзом;
паллиативная медицинская помощь по перечню заболеваний;
обеспечение препаратами крови и её компонентами;
обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными лечебными продуктами, иммунобиологическими лекарственными препаратами.
Что делать, если месяцами не могу попасть к врачу
В соответствии с Правилами:
Длительность ожидания медицинских услуг не должна превышать 15 рабочих дней.
Если в поликлинике нет записи к врачу в указанные сроки, то пациента обязаны направить в другую клинику.
В случае превышения длительности ожидания медицинских услуг более 15 дней и ненаправления пациента к другому врачу или в другую клинику он может обратиться в службу поддержки пациента и внутренней экспертизы (СПП), которая рассматривает обращения и жалобы, занимается урегулированием ситуаций, возникших в процессе получения пациентами медицинских услуг. Причём обратиться туда могут как сами пациенты, так и их родственники.
Также в организациях ПМСП работают фильтр кабинеты, в которые пациент может обращаться с признаками или подозрением на инфекционное заболевание. Запись туда не требуется.
Как получить необходимые лекарства по ОСМС?
Лекарства выдаются по определённым заболеваниям согласно утверждённому Перечню лекарств и медизделий.
Алгоритм действий:
Обратиться в свою поликлинику и пройти необходимые исследования для установления диагноза.
Встать на диспансерный учёт у участкового врача или профильного специалиста, который будет выписывать рецепт на бесплатное получение лекарства.
По этому рецепту при предъявлении удостоверения личности пациенту выдадут лекарство в аптеке при поликлинике.
Если выписанных лекарств нет в наличии, обратиться в контакт-центр ТОО "СК-Фармация" по номеру 1439.
Также можно подать жалобу в Фонд социального медицинского страхования через мобильное приложение "Qoldau 24/7", @SaqtandyryBot в Telegram, официальный сайт Фонда, Единую платформу приёма и обработки обращений граждан eotinish.gov.kz. (в последних двух случаях потребуется ЭЦП).
Если назначенные препараты и диагноз пациента входят в этот перечень, поликлиника обязана сама обеспечить его этими лекарствами.
В случае же, если они не входят в бесплатный перечень, пациент приобретает препараты самостоятельно.
Врач грубит, куда жаловаться
При ненадлежащем исполнении своих обязанностей медицинскими работниками можно обратиться в службу поддержки пациента и внутренней экспертизы, которая функционирует при каждой медицинской организации.
Кроме того, можно направить жалобу в местное Управление здравоохранения.
Можно ли обращаться к профильным специалистам без направления участкового врача?
Без направления участкового запись на приём к профильным врачам возможна в определённых случаях:
неотложные состояния и травмы;
обращение отдельных категорий пациентов за стоматологической помощью;
обращение к профильному специалисту по поводу заболеваний дерматовенерологического профиля;
обращение к акушеру-гинекологу, за исключением случаев постановки на учёт по беременности, и психологу по месту прикрепления;
обращение к профильному врачу при подозрении на заболевание онкологического и гематологического профиля;
обращение (самообращение) в молодёжные центры здоровья;
обращение к профильному врачу при динамическом наблюдении;
повторный приём профильного специалиста в рамках одного случая обращения, а также при подозрении на новообразование;
оказание услуг передвижными медкомплексами и медпоездами.
Фото: freepik.com/senivpetro
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ