В Казахстане количество случаев интернет-мошенничества за последние семь лет выросло в 10 раз, с двух тысяч до 20 тысяч преступлений. Только в этом году интернет-мошенники причинили гражданам ущерб на сумму более 17,5 млрд тенге, передает Polisia.kz.
Свидетель.KZ уже писал о том, сколько раз казахстанцев обманывали мошенники в уходящем году.
По данным МВД, самые распространенные способы обмана:
получение оплаты или предоплаты при реализации несуществующих товаров или услуги по интернет-объявлениям (7000 фактов);
звонки от имени сотрудников банков (2500);
оформление онлайн-займов (2000).
– Ситуация, связанная с ростом киберпреступности и появлением ее новых видов складывается не только в Казахстане и государствах-участниках СНГ, но и во всем мире. Сложность раскрытия таких преступлений в первую очередь связана с их трансграничностью. Как вам известно, в интернете границы отсутствуют. Криминалитет умышленно использует различные анонимные сервисы, в том числе расположенные в зарубежных странах, – отметил начальник Центра по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Суюнбай.
Борьба с кибермошенниками
Главным борцом с мошенничеством в интернете является Центр по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции МВД.
– В этом году к уголовной ответственности привлечено 828 лиц, совершивших более трех тысяч случаев интернет-мошенничества. В сентябре в Усть-Каменогорске задержаны трое жителей города, совершивших более 50 фактов интернет-мошенничества. У них изъяты мобильные телефоны, ноутбуки, с помощью которых они совершали преступления. Общий причиненный ущерб составил почти 80 млн тенге, – рассказал спикер.
Кроме того, в конце года столичные полицейские обнаружили 4 мошеннических call-центра. Было изъято около 200 ноутбуков с гарнитурой и сетевое оборудование.
Вместе с госорганами и операторами в течение 2023 года было заблокировано свыше 43 млн звонков с подменных номеров. Кроме того, с 15 ноября запущена антифрод система определения и блокирования международных звонков на стационарные городские телефоны жителей Казахстана (уже заблокировано свыше 278 тысяч звонков).
Также ужесточены процедуры получения займов, в том числе посредством sms-подтверждения и биометрии.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ