В кулуарах Сената замминистра МВД Игорь Лепеха заявил, что разрабатывается второй пакет поправок, после которого «будет урегулирован порядок передвижения водителей мопедов».
«Все мопеды, вне зависимости от объёма двигателя, будут отнесены к транспортным средствам, и для того, чтобы ими управлять, нужно будет водительское удостоверение категории "А1", возраст 16. Соответственно, эти все мопеды мы будем ставить на учёт и регистрировать», – сказал вице-министр.
Что хотят изменить?
Скорее всего, речь идёт о внесении изменений в статью 73 Закона «О дорожном движении».
Там сказано, что под подкатегорию А1 транспортных средств, для управления которыми требуются права, попадают: мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.
Согласно статье 74 этого же Закона на подкатегорию А1 можно сдавать экзамен с 16 лет.
В Мажилисе с февраля 2023 года находится законопроект поправок, к рассмотрению которого депутаты пока так и не приступили. Согласно поправкам, планировалось убрать из описания термина «мопеды» тех. характеристику – конструктивная скорость – не более 50 км/ч, оставив понятие – объём цилиндра, не превышающий 50 куб. см.
Судя по словам вице-министра, в окончательном варианте законопроекта термин «мопед» будет означать двухколёсное или трёхколесное транспортное средство, оснащённое двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, без уточнения технических характеристик.
Права на мопед
О необходимости водительских прав на управление мопедом заговорили ещё в 2013 году. МВД планировало обязать водителей мопедов до 50 куб. см сдавать на права подкатегории А1, но без регистрации транспортного средства. Изменения в Закон «О дорожном движении» депутаты тогда приняли, но без этой поправки.
В мае 2022 года депутат маслихата Алматы Акбопе Абылкасимова вновь подняла тему прав для мопедистов. Причём она предложила не только обязать их сдавать на права, но и регистрировать мопеды как транспортное средство. Она заявила, что маслихат намерен обратиться с предложением в Мажилис. Однако через месяц, после критики в адрес своих однопартийцев, её исключили из Народной партии и лишили депутатского мандата. О предложении забыли.
В июле 2023 года депутат Мажилиса Екатерина Смышляева предложила, в частности, разрешить управление мопедами лицам, достигшим 16 лет, при наличии прав любой категории. Она отметила, что идёт работа над законопроектом.
В октябре 2023 года уже другая группа депутатов заявила, что есть намерение инициировать поправки в законодательство, которые обяжут казахстанцев регистрировать мопеды и получать водительские права. За несколько дней до заявления депутатов замглавы МВД Игорь Лепеха говорил, что МВД внесло предложение в Мажилис.
– Предлагаем систематизировать эту деятельность, чтобы мопеды регистрировались, имели государственные номерные знаки, и водители имели водительское удостоверение. Поддержат депутаты нас или нет – не знаем, с депутатами обсуждаем, как только поддержат, так сразу повесим, – сказал Игорь Лепеха.
На данный момент в законопроектах, которые находятся на рассмотрении в Мажилисе и открыты для общественности, о правах на мопеды и обязательной регистрации предложений нет.
Мировой опыт
В России с 2013 года для управления мопедом с объёмом двигателя до 50 куб. см нужна категория М. (сдаётся с 16 лет). Для управления мопедом с объёмом двигателя от 50 до 125 куб. см нужна минимум категория А1. (сдаётся с 16 лет).
В азиатских странах, таких как Индия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, для управления мопедом, независимо от объёма двигателя, нужны водительские права категории А. Мопеды ставятся на учёт и имеют регистрационные номера.
В Китае вообще транспортным средством считается всё, что движется при помощи двигателя внутреннего сгорания или электрического. Соответственно, для управления транспортом необходимо получить водительское удостоверение. Причём в отличие от других азиатских стран Китай не признаёт международные права, а только выданные на своей территории.
В США требования к правам на мопеды зависят от штата. Например, в Нью-Йорке их наличие обязательно, а в Техасе – нет.
В Узбекистане с 1 января 2024 года вступил в действие закон, разрешающий управлять мопедами, только при наличии прав категории А.
Фото создано ИИ
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ