top of page
  • Фото автораAyel

Многожёнство: нарушение прав или личный выбор?



 

 

Телеграм-канал Ayel не раз публиковал материалы на тему многожёнства в Казахстане, и всякий раз часть комментаторов отстаивала позицию: если женщина сама не против стать второй, третьей женой, то и не надо вмешиваться.

 

Чтобы разобраться, является ли многожёнство нарушением прав женщин или казахстанки действительно должны сами отвечать за свой выбор, мы обратились к экспертке по вопросам гендерного равенства Аиде Альжановой.


По словам Аиды Альжановой, международные правовые документы акцентируют внимание на принципах равенства и недискриминации, которые могут быть использованы для противодействия практике многожёнства.

 

Единственный документ, который прямо осуждает многоженство, – это Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке, известный как Протокол Мапуту.

 

Международные конвенции – рамочные, а значит, учитывают, что в мире есть страны с различными практиками брака и семьи, включая полигамию – полигинию (многожёнство) или полиандрию. По словам экспертки, этот вопрос должен регулироваться законами о браке и семье, принятыми в самой стране.

 

«Международное право рассматривает права женщин как неотъемлемую часть прав человека. Однако в Казахстане концепция гендерного равенства ещё не развита и рассматривается в контексте семейно-демографической политики.

 

Само название концепции уже отражает традиционное восприятие роли женщины в обществе. Более того, традиционалистские взгляды, широко распространённые в Казахстане, укрепляют представление о вторичности женщин по отношению к мужчинам, подрывая их субъектность и независимость», – говорит Аида Альжанова.

Экспертка напоминает, что субъектность женщин в Казахстане формально была признана более ста лет назад с обретением политических прав.

 

«С тех пор каждая женщина имеет право самостоятельно решать, в каком браке ей жить, включая возможность стать второй женой. В светском законодательстве Казахстана нет прямого запрета на такие браки, а по мусульманским законам они разрешены и распространены даже среди семей, которые не являются практикующими мусульманами».

 

К слову, в 2017 году Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), выступив против суррогатного материнства, заявило, что по шариату «лучшая альтернатива – многожёнство».


«Если ваша законная супруга не может родить, лучше по шариату взять вторую жену, способную к зачатию», - цитировал ДУМК informburo.kz.

 

«Вступая в такой союз, женщина должна осознавать свою уязвимость и тот факт, что у неё не будет никаких имущественных прав. Однако ребёнок, рождённый в таких отношениях, может иметь права на имущество отца.

 

Чтобы обеспечить своих детей этим правом, вторым и третьим жёнам необходимо либо сразу добиваться официального признания отцовства, либо в будущем готовиться к судебным разбирательствам, включая проведение ДНК-тестов», – говорит Альжанова.

 

Экспертка считает, что законы должны быть в первую очередь направлены на защиту благополучия детей.

 

«Женщины, состоящие в незарегистрированном браке, формально считаются матерями-одиночками и, следовательно, нуждаются в социальной защите. Однако, с учётом того, что у них есть партнёр, который может выступать в роли кормильца, возникает вопрос: следует ли предоставлять им социальные выплаты, предназначенные для родителей, воспитывающих детей в одиночку?


Важно обсудить и тщательно продумать, как можно законным путём урегулировать этот вопрос, чтобы обеспечить справедливое распределение социальной поддержки», – говорит Аида Альжанова.

 

Что касается введения уголовной ответственности за пропаганду многожёнства и заключение браков по религиозному обряду (никах) без официальной регистрации в государственных органах, как это было сделано в соседнем Узбекистане в 2023 году, Аида Альжанова считает, что сначала необходимо внимательно изучить правоприменительную практику в этой стране. И только после этого необходимо оценивать, насколько данная мера может быть актуальна на территории Казахстана.

 

«С точки зрения логики, если в нашей стране сейчас ведётся дискуссия о запрете пропаганды ЛГБТ, то следует также поднять вопрос о запрете пропаганды многожёнства и ношения хиджабов. Если мы запрещаем одно, то, как правовое государство, должны рассматривать запрет и на другие формы пропаганды», – отмечает экспертка.

 

  • Напомним, в начале августа казахстанцев возмутило гуляющее по соцсетям видео о 17-летней девушке, готовой стать второй, третьей женой.


  • За несколько недель до этого бывший боец UFC Жалгас Жумагулов заявил, что у него две спутницы жизни и вполне возможно, что скоро к ним присоединится и третья жена. Рассказывая об особенностях своей семейной жизни, спортсмен сравнил себя со львом, способным содержать прайд.

 

  • В мае в Сети завирусился рекламный ролик с провокационным текстом: «Купи чемодан для своей токал и стань участником розыгрыша трёх билетов за границу – для себя, жены и токал». Он появился на официальной Instagram-странице алматинского ТРЦ «Гранд Парк». После негативной реакции казахстанцев ролик был удалён.

 

Автор: Дилара Аронова

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments

Couldn’t Load Comments
It looks like there was a technical problem. Try reconnecting or refreshing the page.
bottom of page