top of page

«Мы в XXI веке всё ещё задаёмся вопросом, может ли женщина управлять самолётом?» – истории казахстанок, которые выбрали якобы «мужскую» профессию.

Фото автора: AyelAyel


 

Сегодня мы делимся вдохновляющими историями девушек, которые выбрали работу в сфере гражданской авиации.


Жаннур Тулеубаева, студентка 4-го курса АГА, авионик (специалист, занимащийся установкой, обслуживанием, диагностикой и ремонтом электронных систем на борту. – Ред.):

 

– Мой путь в авиацию – это борьба. В первый год учёбы в академии я столкнулась со стереотипами о женщинах, связанными с выбором якобы мужской профессии. Из-за всех этих разговоров у меня появились сомнения в правильности моего выбора. Однако со временем я поняла, что сфера авиации всегда требует от сотрудников проявления лучших качеств и навыков, требует дисциплины и выполнения определённых задач, а с этими требованиями я справляюсь наравне с мужчинами.

 

Теперь, учась уже на четвёртом курсе, я замечаю, что отношение к женщинам в сфере авиации меняется, происходит прогресс, но нашему обществу необходимо продолжать развиваться и двигаться вперёд. В европейских странах женщины в авиации – это норма. Мы тоже постепенно к этому идём. Стереотипы о женщинах в этой профессии постепенно рушатся благодаря тому, что количество женщин в этой сфере увеличивается.

 

Ажар Несипбаева, второй пилот А320/321 Air Astana:

 

Свой путь в авиацию девушка начала в возрасте 16 лет.

 

– Я поступила в Академию гражданской авиации в Алматы. Нас отправили по программе академической мобильности в Европу, и там я получила лицензию коммерческого пилота. По возвращении в Казахстан я устроилась в компанию Qazaq Air и освоила канадский турбовинтовой Bombardier T-8 Q400. Именно здесь мы с коллегой подняли самолёт в небо, не подозревая, насколько это изменит восприятие женщины в авиации.


Появился первый в Казахстане отечественный женский экипаж! Новость облетела все социальные сети мира. Мы получили сотни предложений, сообщений, разных приглашений на интервью и съёмки. Это был действительно полёт перемен, особенно в нашей стране. Но знаете, что больше всего меня удивило? Вместе с поздравлениями мы получили и такие комментарии: «Женщине не место в кабине самолёта», «Мужчины справляются с этим лучше», «Я боюсь летать с таким экипажем». Мы живём в XXI веке, веке искусственного интеллекта и полётов на Марс. И всё ещё задаёмся вопросом, может ли женщина управлять самолётом?

 

Наш мир развивается, стремится к высоким стандартам, но можем ли мы действительно считать наше общество развитым, если оно продолжает дискриминировать женщин и вообще судить о профессионализме по половому признаку? По данным Международной ассоциации пилотов на 2024 год, доля женщин-пилотов составила всего 5%, а среди командиров – лишь 1,5%. Это не вопрос равенства ради равенства, это вопрос возможностей. И эти цифры говорят сами за себя. В кабине самолёта нет никаких гендерных различий. Есть командир, есть второй пилот, и каждый из них выполняет свои обязанности.

 

Мы с коллегами проходим одинаковое обучение, сдаём одинаковые экзамены, несём ответственность за жизни сотен пассажиров. Но пока мужчин воспринимают как норму, женщинам приходится доказывать, что они тоже достойны этого и тоже компетентны.

 

Жанайым Адиль, авиамеханик Air Astana:

 

– Ещё будучи кадетом, я уже тогда столкнулась с тем, что в нашей компании женщин в этой специальности просто не было. Моё появление вызвало удивление, и многие задавались вопросом: «Почему я здесь и что я тут делаю?».

 

В целом, в авиации я династийный авиаинженер. Я пошла в эту сферу по стопам своего деда и не собиралась конкурировать с мужчинами, а, наоборот, старалась быть с ними в хороших отношениях и не выделяться. Когда есть женщины в коллективе, мужчины первое время подбирают слова, пытаются разговаривать аккуратно.


Ещё в мужском коллективе не принято хвалить, нет поддерживающих диалогов, когда у меня что-то получалось, всем было непривычно.


Со временем они стали меня больше поддерживать. И мне очень льстило, что мужчины мне доверяют.

 

Напомним, в авиационной отрасли Казахстана трудятся более 9 с половиной тысяч женщин, среди них 2005 бортпроводниц и 104 диспетчеров, в инженерно-техническом составе отрасли работают порядка 400 женщин.

 


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page