За несколько дней до наступления 2024 года депутаты мажилиса в первом чтении одобрили проект нового Бюджетного кодекса. Между тем документ, как отмечает, например, мажилисмен Асхат Аймагамбетов, вызывает еще «предостаточно» вопросов. Один из них — прозрачность множества внебюджетных фондов.
По данным телеграм-канала Марата Шибутова «Казахстан и все-все-все», в республиканской собственности находятся 13 фондов, которые по какой-то причине не упомянуты в действующем Бюджетном кодексе. Наш редактор Маргарита Бочарова изучила эти организации с точки зрения подотчетности и финансовых отношений с государством и выяснила, что уставный капитал только девяти из них суммарно превышает 12 трлн тенге.
★ Финансируются напрямую из бюджета
Четыре из изученных нами фондов получают средства в рамках целевых трансфертов, государственного задания и прочих каналов госфинансирования.
Фонд социального медицинского страхования, по данным из годового отчета, в позапрошлом году получил 1,1 трлн тенге. 56% от этой суммы — отчисления работодателей и взносы работников, еще 40% — взносы государства за граждан, входящих в льготные категории (в общей сложности это 11,5 млн казахстанцев). Кроме этого, государство покрывает расходы граждан в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Это делается за счет средств республиканского бюджета и Национального фонда. Только в 2022 году ФСМС таким образом получил трансфертов на 1,2 трлн тенге.
Фонд Отандастар нацелен на поддержку зарубежных и прибывших в Казахстан этнических казахов. Из последнего отчета, опубликованного в депозитарии финансовой отчетности, следует, что организация существует почти исключительно за счет бюджетных средств и получает их в формате государственного задания. Так, в позапрошлом году на счета фонда поступило 586 млн тенге (+28% по сравнению с 2021 годом). Минувшим летом этот фонд уже попадал в поле нашего зрения — тогда мы подсчитали, что за последние 3,5 года организация только на зарплаты сотрудникам могла потратить 928,2 млн тенге.
Фонд науки выступает оператором грантового или программно-целевого финансирования проектов коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. В отчетности организации указано, что фонд направлен на реализацию государственного задания комитета науки. В конце позапрошлого года, например, между фондом и комитетом был заключен договор на ближайшие три года, в течение которых оператор должен профинансировать проектов на 17,5 млрд тенге.
Фонд проблемных кредитов приобретает у банков второго уровня неработающие активы и вовлекает их в экономический оборот посредством их оздоровления и реализации. Сделки по покупке проблемных активов фонд осуществляет на выделенные ему 2,1 трлн тенге — деньги организация получила в 2017 году из республиканского бюджета и Национального фонда. Деньги, поступающие в ФПК от реализации активов, направляются на счет Нацфонда. В позапрошлом году туда было перечислено 40,4 млрд тенге.
★ Получают от государства и его активов инвестиционный доход
Еще четыре фонда получают дополнительные средства, приобретая государственные ценные бумаги и управляя активами Казахстана в различных сферах.
Казахстанский фонд гарантирования депозитов нацелен на формирование специального резерва, в том числе, для выплаты гарантийного возмещения вкладчикам банков, которые были лишены лицензии. По данным годовой отчетности, размер спецрезерва на начало 2023 года составлял — без учета уставного капитала КФГД — 804,4 млрд тенге. Фактически половина этой суммы — доходы от размещения активов. На облигации министерства финансов и ряда нацкомпаний приходилось 84% инвестиционного портфеля КФГД.
Единый накопительный пенсионный фонд к началу декабря 2023 года «накопил» 17,4 трлн тенге. Эта сумма пополняется в основном за счет пенсионных взносов граждан и инвестиционного дохода. Сегодня доля последнего в общем объеме накоплений — 47,5%. Инвестпортфелем ЕНПФ распоряжается Национальный банк и несколько частных управляющих. Регулятор при этом остается безоговорочным лидером, управляя активами на 17,3 трлн тенге. Основные финансовые инструменты, которые использует Нацбанк в своей стратегии инвестирования — ценные бумаги министерства финансов (47,6%), активы, находящиеся во внешнем управлении (12,3%), облигации казахстанских квазигосударственных компаний (10%).
Государственный фонд социального страхования пополняется, главным образом, за счет соцотчислений граждан (тут мы подробно рассказывали о них) и инвестиционного дохода. Средства ГФСС находятся в доверительном управлении Национального банка, который инвестирует их в ценные бумаги. Согласно отчетности, большая часть средств вложена в облигации министерства финансов (73%) и в инструменты Европейского банка реконструкции и развития (16%). В общей сложности на конец 2022 года стоимость всех ценных бумаг фонда составляла 1,1 трлн тенге.
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» представляет собой крупнейший в стране инвестиционный холдинг, объединяющий госактивы в десятках разных отраслей. Только за позапрошлый год они принесли своему акционеру в лице «Самрук-Казына» дивидендов на 741,7 млрд тенге. Кроме этого, фонд берет у своих «дочек» и правительства в долг: согласно отчетности, на конец 2022 года речь шла почти о 700 млрд тенге (за год +18%). Также в позапрошлом году «Самрук-Казына» в виде государственных субсидий получил от властей еще 53,4 млрд тенге.
★ Не публикуют отчетность
Ни на официальных сайтах, ни в депозитарии финансовой отчетности мы не обнаружили отчетов трех фондов.
Автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий» (Tech Garden) занимается финансированием и поиском инвесторов для реализации проектов участников «инновационного кластера». К последним относятся резиденты скандально известной СЭЗ «ПИТ», вузы, научно-исследовательские институты, технопарки и некоторые другие компании. Фонд учрежден аппаратом правительства и по закону имеет право на целевые перечисления из бюджета.
Казахстанский инвестиционный фонд развития (KIDF) и его управляющая компания принадлежат государству через комитет госимущества и приватизации Минфина. Как мы ранее писали (изучая биографию главы фонда «Самрук-Казына»), KIDF был основан для привлечения средств в развитие приоритетных секторов экономики по принципу со-инвестиций с зарубежными инвесторами. Из Национального фонда в него планировалось вложить 370 млрд тенге.
Государственный фонд «Астана-20» принадлежит управлению делами президента и, по всей видимости, занимается управлением собственным и арендованным имуществом (например, автомобилями), помогая государственным структурам.
P.S. Особняком среди проанализированных нами фондов стоят две организации. Первая последние годы находилась в частной собственности, а вторая — хоть и имеет сформированный государством уставный капитал — привлекает средства на бирже.
Инвестиционный фонд Казахстана вернулся в собственность государства только в октябре прошлого года — в ходе расследования уголовного дела в отношении должностных лиц холдинга «Байтерек» по факту продажи актива по заниженной цене. Как мы писали ранее, ИФК был продан частному инвестору летом 2021 года за 10,6 млрд тенге, хотя в СМИ звучат предположения, что речь должна была идти, как минимум, о 20-25 млрд тенге. Сегодня все акции фонда стоимостью 63,3 млрд тенге принадлежат комитету госимущества и приватизации Минфина.
Казахстанский фонд устойчивости финансирует госпрограмму «Экономика простых вещей», выкупает ипотечные займы у банков, а также сосредоточен на возврате государству заемных средств. Он не инвестирует в ценные бумаги, а самостоятельно выпускает и размещает облигации. Таким образом только в позапрошлом году он, согласно отчетности, разместил 555,9 млрд тенге на отечественном фондовом рынке. В этом году данные KASE свидетельствуют о продаже облигаций на 361,3 млрд тенге.
Уставный капитал и налоги (по девяти фондам)
➔ Казахстанский фонд гарантирования депозитов. За позапрошлый год акционерный капитал фонда не изменился и остался на уровне 235,8 млрд тенге. КФГД не распределяет прибыль в качестве дивидендов, а накапливает её как резервы. Налоги: с 2015 года 1,4 млрд тенге.
➔ Единый накопительный пенсионный фонд. Акционерный капитал ЕНПФ на конец позапрошлого года составлял 7,1 млрд тенге. Фонд как некоммерческая организация не начисляет и не выплачивает дивиденды. Налоги: с 2015 года 192,9 млрд тенге.
➔ Фонд социального медицинского страхования. Акционерный капитал фонда составляет 106 млн тенге. В соответствии с законодательством фонд не начисляет и не выплачивает дивиденды. Налоги: с 2017 года 43,4 млрд тенге.
➔ Казахстанский фонд устойчивости. Акционерный капитал фонда в позапрошлом году сохранился на уровне 4,8 трлн тенге. Дивиденды за 2021 год Нацбанк как единственный акционер забирать не стал, оставив в распоряжении фонда чистый доход в размере 161,2 млрд тенге. Налоги: с 2017 года 1,6 млрд тенге.
➔ Фонд Отандастар. На конец 2022 года уставный капитал фонд составлял 150 млн тенге. Дивиденды организация не выплачивает. Налоги: с 2018 года 491,7 млн тенге.
➔ Фонд науки. Акционерный капитал фонда в позапрошлом году не изменился и составил 2,9 млрд тенге. В 2022 году он выплатил правительству дивиденды за 2021 год в размере 6,4 млн тенге. Налоги: с 2015 года 2,1 млрд тенге.
➔ Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». На конец позапрошлого года уставный капитал фонда составлял 5,3 трлн тенге (+ 239,3 млн тенге за год). В 2022 году правительство получило дивиденды в размере 170 млрд тенге. Налоги: с 2015 года 1,9 трлн тенге.
➔ Государственный фонд социального страхования. Акционерный капитал фонда составляет 45,9 млн тенге, организация не начисляет и не выплачивает дивиденды. Налоги: с 2015 года 3,6 млрд тенге.
➔ Фонд проблемных кредитов. На конец позапрошлого года акционерный капитал фонда составлял 2,1 трлн тенге. Согласно отчетности за 2022 год, фонд в качестве дивидендов выплатил всего 122 тыс. тенге. Налоги: с 2015 года 19,5 млрд тенге.
Подписывайтесь на @Shishkin_like