top of page
Фото автораAyel

Непослушные дети и монстры из казахских сказок




В преддверии праздника Хэллоуин (в этот день, чтобы отпугнуть зло, во многих странах принято наряжаться в костюмы нечисти и веселиться) телеграм-канал Ayel рассказывает о казахской бабайке и чудовище, который вселяется в старушек.


Дисклеймер: в этом тексте мы говорим о мифических персонажах казахских сказок, не давая этим историям моральной оценки.


Жители Западного и Центрального Казахстана хорошо знакомы с монстром, «утаскивающем непослушных детей». Имя монстру – Бөжәй (Бужай).


Централизованная библиотечная система имени Оралхана Бокея (Усть-Каменогорск) пишет, что Бужай приходит ночью и может не только сильно испугать ребёнка, который много шкодит, но и дать ремня, украсть или даже съесть.


Нередко Бужая описывают как страшную «когтистую старуху». Возможно, на этот образ повлияли Албасты и Жалмауыз кемпір. Первая, по поверьям, умеет вызвать сонный паралич, а вторая – съесть одним махом.

К слову, к некоторым «непослушным детям» помимо Бөжәй наведывается именно Жалмауыз кемпір. Вместе с тем известный учёный Серикбол Кондыбай, как говорится на сайте otuken.kz,относит «жалмауыз» к целому классу пожирающих существ, которые могут быть и в образе «старухи», и в образе великана. В сказках, как правило, герой убивает жалмауыз за пожирание людей и «освобождает проглоченных».


Любопытно, что «старух» злыми делают, согласно поверьям, не тяжёлые жизненные условия, а одержимость «Обром».


Обр (убыр) – это злой бестелесный дух, похожий на огонь. Обитает в болотистых местах, кладбищах, заброшенных стоянках. Почему-то Обр предпочитает вселяться в тела пожилых женщин.


По ночам обр вылетает изо рта своего человеческого сосуда и отправляется творить зло, включая мелкие пакости людям. На рассвете дух возвращается к своей «старухе».


В энциклопедии «Мифы народов мира» отмечено:


«Убыр заменяет колдуну душу и управляет им при жизни. По ночам убыр иногда покидает тело колдуна, обычно через дыру, которую тот имеет под мышкой. Тогда убыр принимает образ огненного шара, огненного колеса, собаки, кошки, свиньи, а иногда – человека».


Он ворует детёнышей сельскохозяйственных животных, пьёт их молоко, из-за чего они болеют, насылает болезни на людей. Если ночью ранить обра, то утром такая же рана может появиться у носителя.


У татар обр способен глотать облака и вызывать засуху. У башкир старушку обра называют «убыр әбей», женщин – «убыр ҡатын».

Причём их частенько сравнивают с вампирами (хотя у нас с вампирами чаще ассоциируется кровожадная Жезтырнак (https://t.me/ayel_kz/55) с роскошным маникюром).


Кстати, по одной из версий, «упырь» имеет заимствование из тюркских языков. Так востоковед Василий Радлов сопоставлял «убыр» и «упырь», утверждая, что у «уп» есть значение «всасывать в себя», «пожирать» и т.д. Убыр тоже уничтожает, высасывает и пожирает. По другой же версии «упырь» пришло из праиндоевропейского корня со значением «летать».


Автор: Алтыншаш Жырау


Другие «страшные» истории казахской мифологии можно прочитать здесь:










Фото: иллюстрация «Казахские народные сказки», Издательство «Жазаушы», 1980 г


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page