Новые цифровые технологии на службе у телефонных мошенников
- Свидетель.kz
- 18 янв.
- 3 мин. чтения

Многие смотрели казахстанский фильм «Мошенники», где группа аферистов зарабатывает на доверчивых людях, в том числе, совершая звонки из колл-центра. В сериале раскрываются различные способы обмана людей при помощи цифровых технологий.
Один из них – телефонное мошенничество. В действительности для многих казахстанцев это стало настоящей головной болью, ведь практически каждый уже сталкивался с подобными звонками.
Цифровая преступная индустрия
Телефонное мошенничество – одна из форм кибермошенничества, которая появилась благодаря развитию современного цифрового мира, новых технологий и распространению интернета. Сегодня это мировая преступная индустрия.
По данным британской компании Comparitech за 2024 год, телефонному мошенничеству подвергались 68% населения Индии. Для сравнения: в США с этим видом мошенничества, который там называют вишингом (vishing, от словосочетания «voice phishing» – «голосовой фишинг»), сталкивались в тот же период 49% населения, в европейских странах – около 30%.
Вишинг охватывает все виды телефонного мошенничества (звонки, СМС) в связке с социальной инженерией.
Кроме вишинга применяется мошенничество с кредитными картами, ложные онлайн-магазины, а также кража личных данных.
ДПК vs киберпреступность
В официальном ответе МВД РК «Свидетелю» указывается, что для борьбы с такими преступлениями 1 ноября 2024 года в МВД был создан Департамент по противодействию киберпреступности. В задачи этого подразделения входит межведомственная работа по профилактике, пресечению и раскрытию киберпреступлений, а также взаимодействие с финансовыми организациями, операторами связи и IT-компаниями.
По данным пресс-службы МВД, самым распространённым способом совершения интернет-мошенничества остаётся телефонное мошенничество, основанное на социальной инженерии. Доверчивые граждане под влиянием обмана мнимых сотрудников банков и правоохранительных органов лишаются своих накоплений и набирают кредиты.
Транснациональная киберпреступность
На вопрос, где находятся такие колл-центры и возможно ли оказывать им противодействие, в пресс-службе МВД сообщили, что, как правило, мошеннические колл-центры находятся за рубежом.
Зарубежные мошенники активно вовлекают в свои преступные схемы граждан Казахстана, т.н. «дропов» или «дропперов», которые передают им свои банковские карты для обналичивания похищенных денег.
В результате оперативной деятельности сотрудников МВД РК в Украине ликвидировано 5 колл-центров, которые совершали преступления против казахстанцев и граждан Чехии. Было задержано более 30 участников.
В Алматы ликвидированы ещё 4 таких центра, жертвами которых стали граждане США, Китая, Малайзии и Ирана. По результатам операции МВД задержаны 47 иностранцев (граждане КНР, Малайзии, Таджикистана и Узбекистана) и 5 граждан нашей страны.
При этом, как выяснилось, недавно созданный в недрах МВД ДПК обладает возможностью ставить технические заслоны, с помощью которых было заблокировано 64 млн звонков с подменных номеров.
SIM-боксы накрывают мегаполисы
Мошенническая мысль не стоит на месте, поэтому, чтобы преодолевать технические заслоны, аферисты стали использовать другой способ дозвона – через sim-боксы (устройство агрегации незарегистрированных сим-карт – звонки через интернет). В 2024 году по результатам взаимодействия ДПК с операторами связи в пяти городах страны (Астана, Алматы, Караганда, Атырау и Семей) выявлено и изъято 23 таких устройства и более 6 тыс. незарегистрированных сим-карт.
Так, 19 ноября прошлого года в Алматы выявлено устройство sim-бокс, которое использовалось для совершения интернет-мошенничества на территории республики. Там же на месте были изъяты 300 сим-карт отечественного оператора связи.
А уже 30 ноября борцы с киберпреступностью задержали алматинца, у которого изъяли три таких «чудо-аппарата». Работодателем мошенника являлся гражданин России, он приезжал в РК для организации этой работы. По этим фактам проводятся расследования.
С начала 2025 года заблокировано более 9 тысяч номеров, с которых осуществлено свыше 200 тысяч звонков. Задержано 28 интернет-мошенников, три «оператора» sim-бокс станций, изъято 7 sim-боксустройств и 285 sim-карт различных сотовых операторов.
Никому нельзя верить
Пресс-служба МВД предоставила также инструкцию о том, как не стать жертвой киберпреступника.
Ни в коем случае не следовать так называемым «телефонным» инструкциям работников банков, брокерских, инвестиционных компаний или правоохранительных органов об оформлении кредитов, продаже имущества и переводе своих денег на безопасные счета либо оформлении займов.
Правоохранительные органы не проводят специальных операций по телефону.
Никому не сообщать свои персональные данные, реквизиты, сроки действия, CVV-коды банковских карт, не передавать квитанции о переводах и, тем более, СМС-коды и кодовые слова, даже лицам, представляющимся сотрудниками банка или полиции.
Не переходить по ссылкам, которые направляют якобы для оплаты либо содержатся в СПАМ-рассылках от неизвестных контактов или во всплывающих окнах. Часто мошенники предлагают для оплаты перейти по ссылке, которая на самом деле является «фишинговой».
Не доверять звонкам от представителей сотовых компаний, которые сообщают об истечении срока пользования абонентского номера и предлагают продлить услугу в онлайн-режиме. Также они просят назвать им поступивший вам СМС-код, который в последующем используется ими для авторизации в приложениях.
Регулярно менять пароли доступа к услугам банкинга, использовать 3D-защиту и другие меры безопасности, предлагаемые банками.
Чаще проверять движение денег на своих счетах.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ