top of page

Новый аэропорт в Алматинской области планируют построить на полигоне возле села Жанаарна

Фото автора: Shishkin_likeShishkin_like

Недавно на архитектурной конференции в Алматы обсуждали проект города Алатау, которому ранее мы посвятили несколько материалов (например, «Город-сказка, город-мечта» и «Казахстанский Сингапур – пока только в обещаниях»). На этот раз нас заинтересовал вопрос строительства нового международного аэропорта, который, судя по представленным на конференции картам, появится на территории действующего полигона в районе села Жанаарна. Чтобы узнать подробную информацию о грядущем грандиозном строительстве, мы направили запрос в Управление архитектуры и градостроительства Алматинской области.

 

Как нам ответили в ведомстве, возведение международного аэропорта «Алатау» запланировано на западной границе города. Расстояние от аэропорта до Алматы составит 29 км, до Конаева – 25 км. При подготовке проекта рассматривались две основные локации: площадка в южной части Капшагайского водохранилища и на полигоне возле села Жанаарна. Первый вариант отвергли из-за близости к водоему, что создаёт потенциальные риски безопасности полетов, второй же сочли более предпочтительным, так как полигон удалён от густонаселенных районов алматинской агломерации. Впрочем, в управлении отметили, что и у этого варианта есть свои недостатки: «Близость к группе озер, образованных в Сорбулакском канале, требует дополнительного анализа и учёта в процессе проектирования, чтобы минимизировать потенциальные экологические и эксплуатационные риски».

 

Новый аэропорт будет иметь статус международного и пропускную способность 40 млн пассажиров (1-й этап – 10 млн пассажиров, 2-й этап – 15 млн пассажиров, 3-й этап – 15 млн пассажиров) и 1,85 млн тонн грузов в год. Между Алматы и аэропортом планируется создание железнодорожных линий протяженностью около 55 км. По данным управления, доехать на аэроэкспрессе от вокзала «Алматы-2» до нового аэропорта можно будет за 40-60 минут. Аэроэкспрессы также собираются запустить из Конаева. Рядом с аэропортом появится новый железнодорожный вокзал, а в целом до 2030 года планируется строительство 500 тыс. кв. метров объектов для аэропорта с транспортно-логистическим хабом.

 

Земля, где будет находиться аэропорт, непригодна для сельского хозяйства, на ней нет построек, поэтому затраты на освоение площадки, включая снос зданий и компенсации, не предусмотрены. При этом на вопросы о том, какая компания займется строительством аэропорта, во сколько оценивается проект и кто будет его финансировать – государство, частный инвестор или же совместно — в акимате Алматинской области так и не ответили.

 

Город Алатау и инвесторы

 

На развитие нового города, который уже успели окрестить Сингапуром Центральной Азии, власти планировали привлечь 8,6 трлн тенге (по крайней мере, такие цифры назывались в 2023 году). Министерство национальной экономики сообщало, что на каждый 1 тенге государственных вложений будет привлечено 3,8 тенге частных инвестиций, однако акимат Алатау не смог назвать ни одного конкретного инвестора. 

 

Осенью прошлого года городская администрация сообщила редакции Shishkin_like, что город находится на начальной стадии развития: пока только утверждён его генплан до 2050 года, теперь предстоит разработка схем инженерного обеспечения и проектов детальной планировки. Границы города пока не установлены, предоставление земельных участков невозможно и на данный момент реализуются только частные проекты, начатые до образования города.

 

Напомним, что согласно постановлению правительства «О создании СЭЗ «Alatau», уже в этом году объем привлеченных инвестиций на ее территории должен составить минимум 23 млрд тенге, а через шесть лет — 123 млрд тенге в год. Общий объем инвестиций в СЭЗ до 2047 года, согласно целевым индикаторам, должен превысить 1,8 трлн тенге. В рамках новой экономической зоны предполагается размещение 50 компаний, которые к 2047 году будут производить продукцию на сумму 1,6 трлн тенге.

 

Инвесторам обещаны льготы, включая 0% имущественного налога, 0% налога на землю, 0% НДС на облагаемый импорт, 0% КПН и таможенные пошлины, а также безвозмездное подведение инженерных сетей и предоставление рабочих мест на площадке. Также будет доступна упрощенная процедура найма иностранной рабочей силы. Кроме того, участники СЭЗ смогут воспользоваться действующими государственными программами поддержки, включая субсидирование инвестиционных затрат на строительно-монтажные работы и покупку оборудования, а также получение натурных грантов и обеспечение необходимой инфраструктуры.

 

Общая концепция города разработана сингапурской компанией Surbana Jurong Infrastructure Pte Ltd. Среди её проектов – Idea City в Австралии, Smart City в Лаосе, международный аэропорт в Саудовской Аравии, второстепенные города в Руанде и т.д. Разработчиком проекта города Алатау является руководитель ТОО «Almaty Region Master Plan» Арсений Пирожков, ранее он был главным архитектором и заместителем директора НИПИ «Астанагенплан». Как мы рассказывали в одном из прошлых материалов про город Алатау, за разработку генплана города G4 City с выполнением топографической съёмки компания Пирожкова получила от Управления архитектуры и градостроительства Алматинской области 2,6 млрд тенге. Госконтракт достался ей без конкурса, способ закупки – из одного источника путём прямого заключения договора.

 

Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page