Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Национального совета по науке и технологиям, в качестве антипримера упомянул «печальный опыт» холдинга «Парасат», чей бывший руководитель «получил американское гражданство и вместе с семьей благополучно покинул страну». Коллеги из Tengrinews.kz сегодня уже написали про того, кого имел в виду глава государства, и у нас есть что к добавить к деталям биографии Нуралы Бектурганова.
Масимов и Jusan Bank
После отъезда в США о Бектурганове на какое-то время забыли — его имя вновь всплыло в связи с громким делом вокруг Jusan Bank, когда выяснилось, что Казахстан потерял контроль над финансовым институтом. Между тем, Нуралы Бектурганов и его сын Айдос оказались единственными связанными с Казахстаном людьми в управленческом составе New Generation Foundation, Inc. Этот фонд является конечной контролирующей стороной Jusan Bank и сейчас сопротивляется попыткам казахстанских властей вернуть контроль над фининститутом.
Как Бектурганов оказался причастен к группе Jusan? Вероятно, свою роль сыграла связь с бывшим премьер-министром Каримом Масимовым, который сегодня обвиняется в госизмене. Мы уже писали, что все ключевые фигуры дела Jusan Bank были связаны именно с опальным главой правительства.
Так, Масимов и Бектурганов входили в состав межведомственной комиссии по реализации программы казахстанско-американского партнерства, в научно-техническую комиссию при правительстве, в совет по технологической политике. Кроме этого, Карим Кажимканович возглавлял совет по вопросам развития того самого холдинга «Парасат», которым руководил Бектурганов.
Как пишет Central Asia Monitor, через холдинг «Парасат» с 2011 по 2016 годы прошло около 200 млн долларов США. Правлением холдинга в 2011 году была создана дочерняя организация USA-Parasat LLC с уставным капиталом в 10 млн тенге. Как пишут наши коллеги, за два года своего существования компанией не было представлено ни одного соглашения по внедрению каких-либо технологий в Казахстане. Другая «дочка» холдинга — ТОО «Физико-технический институт» — была замечена в покупке оборудования через США по завышенным ценам.
Американская мечта
Закрыв в 2013 году убыточную USA-Parasat LLC, Бектурганов — еще будучи руководителем «Парасата» — регистрирует на себя в США компанию Access Eurasia Group LLC. Сегодня она бездействует, однако на нее оформлена недвижимость в округе Сомерсет неподалеку от Вашингтона. Это дом площадью свыше 600 кв. м. с шестью спальнями, построенный по авторскому проекту Studio Z Architects.
Источник: Google maps
По данным Redfin.com, стоимость недвижимости — 3 млн долларов США. По этому же адресу зарегистрирована еще одна ныне бездействующая компания — Nomad Dynamics LLC, принадлежащая сыну Айдосу Бектурганову.
В 2019 году Нуралы Бектурганов регистрирует еще одну компанию — Baibek, LLC. На эту фирму записан таунхаус площадью 205 кв. м., расположенный по адресу: 7226 Magpie Lane, Falls Church, Virginia 22043. В доме три спальни и три ванных комнаты, он полностью меблирован и, по данным Redfin.com, оценён в 1,2 млн долларов США. В качестве агента недвижимости указана дочь Нуралы Султановича Айнур.
Фото: Redfin.com
Дети
Похоже, основная деятельность Айдоса Бектурганова сосредоточена вокруг группы Jusan. На сайте KASE есть данные о том, что по состоянию на начало этого года Бектурганов-младший является должностным лицом Jysan Holding LLC и президентом New Generation Foundation, Inc.
Айнур Бектурганова замужем за известным бизнесменом, также проживающим в США – Тимуром Сейтмуратовым. Он тесно связан с сахарной индустрией: стажировался в сахарной ассоциации Лондона, в международной компании-трейдере ED & F Man Sugar ltd. С 1994 по 2001 годы Сейтмуратов был исполнительным директором ED & F Man Sugar Kazakhstan (Бурундайский сахарный завод).
В начале 2000-х бизнесмен был управляющим директором компании «Азия Сахар», которая объединяла Меркенский и Алакольский сахарные заводы. Сейтмуратов возглавлял отраслевую ассоциацию производителей сахара и сахарной свеклы, был сопредседателем межгосударственной ассоциации сахаропроизводителей государств-участников Таможенного союза. Последняя объединяла все сахарные заводы России, Казахстана и Беларуси.
«Азия Сахар» — часть «сахарной» монополии, которая долгое время существовала в Казахстане и прочно ассоциировалась с Рахатом Алиевым. Компания входила в состав созданного в 2009 году ТОО «Центральноазиатская сахарная корпорация». В 2015 году агентство по защите конкуренции предложило демонополизировать такого крупного игрока.
Конечные бенефициары ЦАСК до сих пор достоверно неизвестны, однако её связывали с ближайшим окружением бывшего президента Нурсултана Назарбаева. О том, кто является бенефициаром нынешней «сахарной» монополии, мы подробно писали в прошлом году — кардинальных изменений в отрасли нет.
Подписаться на @Shishkin_like