Самые громкие социальные взрывы в Казахстане
Вчера президент Касым-Жомарт Токаев, выступая с очередным посланием народу Казахстана, призвал не реагировать на различногорода провокации с целью посеять раздор в нашей стране.
- Мы – прогрессивная нация и поэтому должны смотреть дальше и шире, быть выше разного рода провокаций, показывать реальные примеры благоразумия, полагаться на силу закона. Я уже говорил: нельзя постоянно оглядываться назад, вести поиск виновных, будь это система или отдельные политические персонажи. Нужно знать и изучать свою историю, но не искать в ней поводов для уныния и обид. Из событий прошлого, какими бы они трагичными ни были, следует извлекать полезные уроки. Надо с оптимизмом смотреть вперед, думать о прогрессе и развитии нашей страны, - сказал глава государства.
Между тем в Казахстане и в советское время, и после обретения независимости периодически возникали крупные социальные взрывы, вспыхивавшие во многом по вине провокаторов, которые подталкивали мирных протестующих к агрессии и погромам. К счастью, их было не очень много. Но они приводили к серьезным последствиям – десятки убитых и раненых, крупный ущерб имуществу, множество уголовных дел. Мы решили вспомнить самые громкие из таких событий.
Желтоксан-1986
Первый крупный социальный взрыв случился в Казахстане за 5 лет до обретения независимости – 16-17 декабря 1986 года. Позднее эти события станут известны как Желтоксан.
Протесты вспыхнули после того, как Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв отправил на пенсию первого секретаря Коммунистической партии Казахстана Динмухамеда Кунаева и назначил на его место Геннадия Колбина –человека, ранее никогда не работавшего в республике.
16 декабря 1986 года, когда на площадь перед зданием ЦК Компартии Казахстана в Алма-Ате вышли студенты и молодежь. Они требовали, чтобы республику возглавил казахстанец. Среди выдвигаемых общественностью кандидатур были представители разных национальностей: первыйсекретарь Кызыл-Ординского обкома партии Еркин Ауельбеков, первый секретарь Кустанайского обкома партии Василий Демиденко, секретарь ЦК Компартии КазССР Закаш Камалиденов, второй секретарь ЦК Компартии КазССР Олег Мирошхин, Нурсултан Назарбаев, занимавший в те годы пост председателя совета министров КазССР и другие.Митинги прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.
На следующий день на площади было уже несколько тысяч человек, и власти приняли решение применить силу для их разгона. Для подавления протестов были привлечены милиция и военные силы, которые использовали дубинки, саперные лопатки и холодную воду. В результате этих действий, по официальным данным, погибли 2 человека (при этом участники событий утверждают, что жертв среди демонстрантов было гораздо больше), более 1700 человек получили серьезные травмы. Было задержано около 8,5 тыс.человек, позже более 900 человек осудили по административным статьям, 99 человек - по уголовным статьям. Двоих суд приговорил к смертной казни, но позднее ее заменили 20 годами лишения свободы. Однако Кайрат Рыскулбеков, обвиненный в убийстве инженера телецентра, на свободу так и не вышел – умер в тюрьме.
Колбин проработал в должности первого секретаря ЦК КП КазССР до 1989 года. На этом посту его сменил Нурсултан Назарбаев.
В начале 1998 года Колбин скончался в вагоне московского метро, когда ехал к дочери, чтобы повидаться с внуком. Целых 5 дней его труп числился невостребованным, пока его случайно не опознал милиционер.
Желтоксан послужил триггером для других подобных выступлений. Через два года, в 1988 году, похожие события произошли в Минске, еще через год – в Тблиси, в 1990 году – в Баку и Душанбе, а в 1991 году – в Вильнюсе и Риге.
Попытка сноса домов в Шаныраке (2006 год)
Причиной трагических событий 14 июля 2006 года в микрорайоне Шанырак, расположенном в Алатауском районе Алматы, стало решение суда о сносе незаконных построек, в которых проживали сотни людей.
О том, что их дома будут сносить, жители узнали заранее и стали готовиться. Они выставили дозорных на подступах к Шаныраку, построили баррикады.
Перед рассветом к микрорайону подошел большой отряд полиции. Первыми его попытались остановить женщины, но безуспешно. Когда полиция стала прорываться в Шанырак, жители стали кидать в полицейских камни и бутылки с зажигательной смесью. Нескольких сотрудников правоохранительных органов взяли в заложники. Одного из них – старшего лейтенанта Асета Бейсенова – сожгли заживо.
Ближе к обеду глава «Хартии за права человека» Жемис Турмагамбетова привезла в Шанырак постановление суда о приостановлении сноса. Еще через 3 часа остальные заложники были отпущены.
24 человека, в том числе Арон Атабек, Ерганат Тараншиев, Курмангазы Отегенов и Рустем Туяков, были приговорены к лишению свободы на срок от 14 до 18 лет. Еще 20 человек получили условное наказание.
В том же году Асет Бейсенов был награжден орденом «Айбын» II степени. Более 5 тыс. построек были впоследствии узаконены. Арон Атабек вышел на свободу 1 октября 2021 года, отбыв 15 из 18 лет. 24 ноября того же года он скончался в больнице в возрасте 68 лет.
Протесты нефтяников в Жанаозене (2011 год)
События в Жанаозене стали апогеем забастовки работников компаний «Каражанбасмунай» и «Озенмунайгаз», продолжавшейся 8 месяцев. Поначалу их требования были исключительно социальными – повышение зарплаты, введение отраслевого и территориального коэффициентов. Они даже пытались решить вопрос в правовом поле – обращались в суд.
Однако суд они проиграли. Более того, часть протестующих была уволена, а юрист профсоюза работников «Каражанбасмунай» Наталья Соколова арестована. В августе 2011 года ее приговорили к 6 годам лишения свободы за разжигание социальной розни и проведение незаконных собраний и митингов.
Вскоре к социальным требованиям участников протестов добавились политические. Рабочие начали требовать освобождения Соколовой и других активистов, а также восстановления на работе всех уволенных участников забастовки. Протестующие также требовали улучшения условий труда и жизни для всех работников Мангистауской области, расследования действий чиновников, преследовавших участников забастовки, и недопущения вмешательства властей в деятельность независимых профсоюзов и политических партий.
До точки кипения ситуация дошла аккурат в 20-ю годовщину независимости Казахстана. На площади, где находились протестующие, намечалось проведение праздничных мероприятий, уже начали устанавливать декорации. Нефтяники посчитали это неуместным. Сцену разгромили. Затем начались погромы – были разбиты витрины магазинов, подожжены офис «КазМунайГаза» и здание акимата.
Прибывшие на место полиция и ОМОН открыли огонь на поражение. По официальным данным, погибло 16 человек и более 100 получили ранения. По неофициальным число жертв было гораздо выше.
17 декабря массовые беспорядки произошли на станции Шетпе в Мангистауской области. Там протестующие против расстрела в Жанаозене перекрыли железную дорогу и забросали поезда «коктейлями Молотова». Погромы также имели место в самом посёлке Шетпе. В итоге полицейские и здесь применили силу, погиб 1 человек, не менее 11 были ранены
23 декабря Нурсултан Назарбаев заявил, что в произошедших событиях виновны некие провокаторы: «Провокаторы сделали свое дело и скрылись. Половину из них мы уже задержали, но тот, кто в целом дирижировал этим, в Жанаозене вообще не появлялся».
После расследования Жанаозенских событий 5 полицейских были осуждены за превышение полномочий, а 37 участников протестов получили сроки по обвинениям в хулиганстве и разжигании межнациональной розни.
Земельные митинги (2016 год)
30 марта 2016 года министр национальной экономики Ерболат Досаев объявил о предстоящем выставлении на торги 1,7 млн гектаров земель сельхозназначения. Это вызвало волну недовольства сначала в социальных сетях, а затем и на улицах казахстанских городов.
11 апреля в СМИ появилось открытое письмо президенту, в котором говорилось, что «если землю сдадут в аренду или продадут иностранцам, то народ пойдет на чрезвычайные меры». Под письмом стояли подписи писателя Абдижамила Нурпеисова, культуролога Мурата Ауэзова, генерала в отставке Мурата Калматаева, академика Абугали Кайдарова, эколога Мэлса Елеусизова и др.
24 апреля в Атырау прошел первый массовый митинг против продажи земли иностранцам. Через три дня сотни людей вышли на митинги в Актобе и Семее. В мае к ним присоединились Жанаозен, Уральск и Павлодар.
На 21 мая намечались массовые митинги практически во всех городах Казахстана. Попытки провести протесты были Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Семее, Уральске и Павлодаре. Десятки активистов и журналистов были задержаны.
Через два дня после первого митинга Нурсултан Назарбаев заявил, что на земельных вопросах спекулируют провокаторы, которых необходимо разоблачить и наказать.
А уже 5 мая 2016 года он объявил о введении моратория на некоторые нормы Земельного кодекса. Вице-министр национальной экономики Кайрат Ускенбаев, Ерболат Досаев и министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков ушли в отставку. Последний также получил выговор.
Столкновения в поселке Масанчи (2020 год)
Официальная версия массовых столкновений в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана – ссора водителей двух автомобилей, один из которых перегородил дорогу другому. Конфликт вроде удалось уладить, однако спустя три дня, вечером 7 февраля около 70 агрессивно настроенных людей собрались на окраине поселка Масанчи, а вскоре число участников беспорядков увеличилось до нескольких сотен.
Всего в беспорядках приняли участие около 1 тыс. человек. Погромами были охвачены несколько сёл: Масанчи, Сортобе, Аукатты и Булан Батыр. В результате этих событий погибло 11 человек, за медицинской помощью после событий обратились 127 человек, 84 из которых были отпущены домой после осмотра. Было разрушено более 25 частных домов, 30 коммерческих объектов, пострадалисвыше 40 автомобилей. Около 23 тыс. человек бежали в соседний Кыргызстан. Ущерб от погромов составил 1,7 млрд тенге.
Впоследствии президент поручил освободить от должностей заместителя акима Жамбылской области Слушаш Курманбекову, акима Кордайского района Болатбека Байтоле, начальника департамента полиции Жамбылской области Армана Оразалиева и начальника отдела полиции Кордайского района Азамата Айхимбекова.
Позже были возбуждены 120 уголовных дел, 25 человек задержаны по подозрению в участии в массовых беспорядках. По словам заместителя генерального прокурора РК Ерлика Кенебаева, среди задержанных были и дунгане, и казахи, и киргизы. Власти утверждали, что виной всему провокаторы, которые стремились перевести бытовой конфликт в межэтническую плоскость.
Кантар-2022
Массовые беспорядки, охватившие страну в 2022 году, начались с акции протеста в Мангистаускойобласти 3 января. Недовольство граждан вызвало резкое повышение цены на газ – с 60 до 120 тенге. Вскоре к экономическим требованиям добавились политические – отставка правительства и уход из политики Нурсултана Назарбаева.
На следующий день протесты начались уже в Алматы и Астане, а вскоре охватили и другие города Казахстана.
В Алматы начались массовые беспорядки, были разграблены оружейные магазины, сожжены несколько зданий, в том числе здание городского акимата и резиденция президента, началось мародерство. Пострадало около 1300 объектов предпринимательства, было сожжено около 500 полицейских машин, карет скорой помощи и пожарных машин. Ущерб государству составил порядка 3 млрд долларов США.
И участники погромов, и силовики применяли огнестрельное оружие. По официальным данным, в ходе январских событий погибли 238 человек, включая нескольких детей, 4353 получили ранения. Больше всего погибших было в Алматы – 151 человек.
5 января в стране было объявлено чрезвычайное положение, введен комендантский час, отключен интернет и мобильная связь, но ситуацию удалось стабилизировать только 7 числа после ввода сил ОДКБ.
За участие в массовых беспорядках было задержано 2 тыс. человек. Правоохранительные органы возбудили около 500 уголовных дел, 4918человек были привлечены к административной ответственности.
По словам Касым-Жомарта Токаева, к массовым демонстрациям людей подтолкнули провокаторы, пытавшиеся совершить насильственный захват власти в стране.
После январских событий правительство было отправлено в отставку, только 8 из 16 министров вошли в новый состав кабмина. Кроме того, свои кресла покинули 13 высокопоставленных чиновников и 4 руководителя крупных компаний, трое депутатов лишились мандатов. В отношении председателя КНБ Карима Масимова и его заместителей было возбуждено уголовное дело. Позднее его признали виновным в государственной измене и приговорили к 18 годам лишения свободы. Позднее были осуждены и другие высокопоставленные сотрудники КНБ и полицейские, в том числе бывший первый заместитель председателя КНБ Самат Абиш и экс-глава МВД Ерлан Тургумбаев. Последние, правда, отделались условными сроками.
Автор Мадина Алимханова
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz