top of page
  • Фото автораShishkin_like

Откуда деньги на часы? Куанышбек Есекеев, глава «Казахтелекома»




Руководитель АО «Казахтелеком» – первая ласточка из числа руководителей квазигоссектора в очередном спин-оффе нашего спецпроекта «Откуда деньги на часы?», где мы разбираем семейные активы акимов, министров и парламентариев.


Роль первооткрывателя досталась 48-летнему Есекееву заслуженно: он возглавляет «Казахтелеком» почти 14 лет, что похоже на своеобразный рекорд в условиях относительно интенсивной ротации топ-кадров в госкомпаниях.


Будучи выпускником КазНУ им. аль-Фараби, Есекеев сначала посвятил себя науке – стал кандидатом математических наук, преподавателем и заведующим компьютерной лабораторией в альма-матер. Однако в 1998 году перешёл в Департамент информационных технологий тогдашнего ЗАО «ННК «Казахойл» (теперь это АО «НК Казмунайгаз»), потом работал в аналогичных департаментах «Казахстан темир жолы» и Минфина. До появления в «Казахтелекоме», фактически с октября 2006 года, руководил Агентством по информатизации и связи (сейчас функционал у Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности).


В «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев попал с подачи Карима Масимова, который в прошлом году был приговорён к 18 годам лишения свободы по делу о госизмене. Именно он, будучи премьер-министром РК, рекомендовал Есекеева на пост руководителя телекоммуникационного монополиста.


Изучая активы родственников Куанышбека Бакытбековича, мы обнаружили бизнес-связи с самой богатой казахстанкой по версии Forbes.kzДинарой Кулибаевой.


Насколько эффективен Есекеев как топ-менеджер?


Чтобы оценить эффективность, мы решили использовать параметры, которые информативны для финансистов и инвесторов (см. инфографику). Для сравнения взяли показатели 2009 года (когда Есекеев ещё не руководил компанией) и всех последующих периодов до сентября-октября 2023 года. Это показатели:

●     EBITDA margin – рентабельность по EBITDA (показатель общей успешности компании и способности выполнять обязательства. Его базовая формула: чистая прибыль + налог на прибыль + проценты по кредитам + амортизация). EBITDA margin, в свою очередь, показывает % от выручки, сохраняемый компанией до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации. Формула: EBITDA / выручка х 100%.

 

Чем выше рентабельность по EBITDA, тем выше эффективность компании. Показатель нужен для сравнения компаний из одной отрасли. К примеру, в 2009 году у турецкой телекоммуникационной компании Turkcell EBITDA margin была 33,3% (у «Казахтелекома» – 39,2%). На 30 сентября 2023 у Turkcell – 42,05%, у Казахтелекома по итогам 9 месяцев 2023 года – 48%.


●     ROA  – рентабельность активов (Return on assets) – оценивает эффективность использования активов. ROA выше 5% обычно считается хорошей, а более 20% – отличной. Низкий показатель указывает на неэффективность. На 1 октября 2023 года ROA компании равнялась 6,38%, а значит, каждый тенге, вложенный ею в активы в течение года, принес 6,38 тиына прибыли.


●     ROACE (Return On Average Capital Employed) – аналогично иллюстрирует прибыль, которую компания получает от каждого тенге своего среднего задействованного капитала. В отчётах «Казахтелекома» мы нашли информацию о показателе только за 2009-2013 годы. Самым высоким (более 60%) он был в 2012 году, т.к. учитывал продажу доли «Казахтелекома» в ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (позднее преобразовано в АО «К-селл»).


В целом, как мы убедились, при Есекееве компания демонстрирует не головокружительные, но и не плохие результаты.


«Казахтелеком»: громкие уголовные дела


За время работы Есекеева в должности руководителя телекоммуникационного монополиста случилось несколько громких скандалов, в которых не последнюю роль сыграли его подчинённые. Однако самого Есекеева «беда» обошла стороной. Если в деле Кайрата Сатыбалды он проходил как свидетель, то в политически окрашенном процессе Сейтказы и Асета Матаевых Есекеев, де-юре, стал одним из инициаторов уголовного преследования (помимо «Казахтелекома», в роли истца выступило ныне расформированное Министерство информации и коммуникаций). В случае с Матаевыми суд отклонил требование стороны обвиняемых – вызвать на заседание главу компании в качестве свидетеля. Напомним, Матаевы были оправданы решением Верховного суда спустя шесть лет после приговора.


Дело Матаевых


На процессе, который начался в конце лета 2016 года, руководитель Союза журналистов заявил, что истинная цель уголовного преследования – захват его медиаресурса (КазТАГ). Среди заказчиков назывался Нурлан Нигматулин (на тот момент спикер мажилиса). Также Сейтказы Матаев назвал имена олигарха Александра Клебанова и тогдашнего заместителя председателя Национального бюро по противодействию коррупции (сейчас Агентство по противодействию коррупции) Талгата Татубаева


Матаевых обвинили в хищениях средств в период с 2011 по 2015 год в сфере госинформзаказа в случае с Министерством информации и в сфере закупок услуг по размещению рекламно-информационных материалов в печатных СМИ в случае с компанией, возглавляемой Есекеевым. Последний, исходя из материалов суда, заключал с Сейтказы Матаевым договоры о закупках. То есть, очевидно, в соглашениях стояла подпись непосредственно главы «Казахтелекома». Кроме того, Матаев сообщил суду, что «в 2011 году национальные компании все тендеры проводили в середине года. После несостоявшихся тендеров к ним пришло письмо-приглашение от Есекеева, и они согласились на участие. Так было и в 2012, 2013 годах» (выдержка из приговора).


Как ясно из доступных материалов суда, свидетелем по делу проходил член правления «Казахтелекома», главный директор по стратегическому управлению Батыр Маханбетажиев. Примечательно, что в марте 2016 года, когда скандал только набирал обороты, Маханбетажиев был задержан по подозрению в хищении средств в особо крупном размере, а потом отправлен под домашний арест, как, собственно, и сами Матаевы. Аналогичным образом сначала в качестве подозреваемых были задержаны экс-руководитель Комитета по информатизации и связи Болат Берсибаев и его заместитель Бек Арпабаев. В итоге в материалах суда они уже фигурировали в качестве свидетелей, как и другие руководящие сотрудники министерства.


Уголовные дела в отношении чиновников и функционера из «Казахтелекома» были прекращены в июле 2016 года по 65 статье в связи с деятельным раскаянием без возмещения ущерба государству. Под следствием в связи с описываемыми событиями до июля 2022 года находился лишь Болат Кальянбеков, занимавший должность председателя Комитета информатизации и архивов министерства в 2012-2014 годах.


Дело Кайрата Сатыбалды и обыск у Есекеева


По эпизоду дела Кайрата Сатыбалды, касающегося необоснованной перепродажи телекоммуникационных услуг, основным обвиняемым стал менеджер среднего звена – гражданин Беларуси Леонид Муравьёв, который работал директором по развитию продукта в дивизионе корпоративного бизнеса (ДКБ) АО «Казахтелеком». Перепродажу осуществляли компании-посредники, связанные с Сатыбалды и имевшие 75-80% скидки на услуги. Как говорится в материалах суда, практика необоснованной продажи имела место «при активном содействии Муравьёва».


Непосредственное начальство последнего в материалах дела присутствует, но как бы вскользь. К примеру, там сказано, что Муравьёв помогал Чингизу Конурбаеву (другому подсудимому и исполнителю преступных замыслов, грубо говоря, «человеку Сатыбалды») налаживать контакты с должностными лицами АО, ответственными за деятельность по работе с крупными корпоративными клиентами. Также в материалах встречается высказывание, что подельники злоупотребили доверием уполномоченных лиц «Казахтелекома».


В итоге виновным был назван работавший в ДКБ Леонид Муравьёв: по версии следствия, с которой согласился суд, именно он в ущерб АО помогал осуществить закуп аренды каналов связи т.н. «последней мили» через посредника – связанную с основным фигурантом компанию (в то время как «Казахтелеком» мог заключить соглашения напрямую с поставщиками).


В итоге Муравьёв и Конурбаев получили по 2,5 года лишения свободы условно. 

 

Условные сроки (по 6 лет) также получили бывшие председатель совета директоров АО «Центр транспортного сервиса» (ЦТС) Марат Мұхамбеджанұлы и президент ЦТС Гайни Бекетов. Процесс включал в себя эпизоды, связанные с имущественным ущербом «Казахтелекому» и хищением денежных средств ЦТС.

 

Также осуждённые лишились права занимать руководящие должности в госучреждениях, коммерческих и финансовых организациях в течение трёх лет (Конурбаев и Муравьёв) и 10-ти лет (Мұхамбеджанұлы и Бекетов). 

 

О последствиях, настигших Кайрата Сатыбалды, мы писали неоднократно. Среди прочего он вернул государству около 28% акций телекоммуникационной компании и получил 6 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Кроме того, его лишили звания генерал-майора органов национальной безопасности и государственных наград.

 

Напомним, гражданские иски ЦТС и «Казахтелекома» суд оставил без рассмотрения в связи с возмещением ущерба – 28 млрд тенге и 12 млрд тенге, соответственно.

 

Что касается Есекеева, то в материалах суда упоминается факт обыска по месту его жительства. Изъятые ноутбук, телефон и прочее после суда были возвращены владельцу, который, как мы писали выше, по его собственному признанию, проходил по делу как свидетель.


Супруга – бизнес-партнёр Динары Кулибаевой


Мадина Бектурганова примерно c 2015 года – акционер АО «Международный университет информационных технологий» (МУИТ). Годом ранее среди акционеров университета числилось АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» (ликвидирован в 2022 году), председателем совета директоров которого в своё время являлся её супруг. Одновременно с Мадиной Бектургановой в числе собственников в личном качестве появился покойный Кенжегали Сагадиев – отец экс-министра образования и науки  Ерлана Сагадиева, академик и президент МУИТа с 2012 по 2015 год. Сам бывший министр является одним из основателей МУИТа и UIB.


Среди акционеров университета присутствует ОФ «Фонд образования Нурсултана Назарбаева» (сейчас ОФ NNEF). Его учредители: Динара Кулибаева, Галина Самарская и Аскар Нурпеисов. Последний ранее руководил Astana IT University.


По состоянию на конец 2022 года у ОФ почти 85%; у Бауржана Сагадиеваплемянника бывшего главы Министерства образования и науки (ныне Министерство науки и высшего образования) – 5%; у Мадины Бектургановой – 10%.

Совокупная прибыль университета за 2022 год составила более 1,4 млрд тенге. Сумма дивидендов за 2021 – 700 млн тенге. С 2015 года МУИТ уплатил около 6,2 млрд тенге в виде налогов. Из «дочек» в последние пару лет налоговые отчисления есть только у Национальной ассоциации по студенческому киберспорту (630 тыс. тенге за прошлый год).


Госзакупки: по информации Adata.kz, почти 18 млрд тенге, из них около 13 млрд, приходится на бывшее Министерство образования и науки. Пока министром был Ерлан Сагадиев, МУИТ заключил с его ведомством, по крайней мере, два основных договора и два дополнительных соглашения к одному из контрактов (2018 год). Общая сумма по основным договорам превысила 1,3 млрд тенге.


Кроме того, Мадина Бектурганова – соучредитель ТОО «Акылтас», которое занимается арендой и управлением собственной недвижимостью и зарегистрировано в Турксибском районе Алматы. Налоги: 131,4 млн тенге с 2015 года.

Также она учредитель и руководитель астанинской компании Aldina Co. TOO торгует компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, консультирует по вопросам коммерческой деятельности и управления. Налоги: 19,5 млн тенге с 2015 года. Дочернее предприятие – частная компания Broeikas Ltd. по выращиванию овощей – пока налоги не платило.


В активе Мадины Бектургановой как учредителя есть и другие компании:

ТОО «Академия гимнастики «Алан» (налоги: 164,8 млн тенге с 2016 года);

ТОО «Nur-Sultan Technical college» (у колледжа пока нет налоговых отчислений).


Также она соучредитель ОО «Федерация эстетической групповой гимнастики г. Нур-Султан» с мизерными налоговыми отчислениями и ОО «Казахстанская федерация эстетической групповой гимнастики» (налоги: 19,9 млн тенге с 2019 года).


Определённо супруга главы «Казахтелекома» имеет профессиональное отношение к спорту, так как является обладательницей авторских прав на методическое пособие «Программа по развитию и совершенствованию физических качеств с помощью гимнастических упражнений для детей дошкольного возраста с 3-х до 7-ми лет».


Сколько получает сам Есекеев?


В ходе подготовки обзорного материала о «Казахтелекоме» как о квазигосимперии мы выяснили, что за 2022 год 4 члена правления получили 422 млн 159 тыс. тенге (по 105,53 млн на человека). Предполагаем, что вознаграждение Куанышбека Бакытбековича как председателя правления чуть больше, чем у его коллег. Отметим, что в 2021 году членов правления было 9, а получили они 500,4 млн тенге.


В то же время годовой отчёт за 2022 год даёт иную информацию. Топ-менеджмент компании получил 3,6 млрд тенге. Предполагаем, что речь идёт о правлении и совете директоров (12 человек). Таким образом, каждый управленец компании мог получать по 25 млн тенге в месяц.


Подписаться на @Shishkin_like
























Похожие посты

Смотреть все

コメント


bottom of page