С 2025 года в Казахстане планируют ввести обязательное декларирование посылок из интернет-магазинов – покупки начнут облагать пошлиной вне зависимости от цены. Министерство национальной экономики разместило на портале «Открытые НПА» проект соответствующих поправок в Таможенный кодекс РК, они касаются ввоза товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Еще весной российские «Ведомости» сообщали, что решение убрать беспошлинный порог принято на наднациональном уровне. Требуется ратификация документа в государствах союза, т. е. одобрение национальными парламентами. Вероятно, что декларирование приведет к повышению стоимости товаров для конечного потребителя.
Сегодня торговля на интернет-площадках регулируется решением совета Евразийской экономической Комиссии № 107. Там сказано, что без уплаты пошлин можно ввозить в международных почтовых отправлениях товары для личного пользования на сумму не более, чем 200 евро, и весом не более 31 кг. В 2022 году порог временно повысили до 1000 евро. Как пишет «Интерфакс», это произошло на фоне введения антироссийских санкций и сокращения поставок в Россию товаров из «недружественных» стран.
Товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, превышающие норму беспошлинного ввоза, облагаются налогом 15%, но не менее 2 евро за 1 кг веса.
Как передаёт Liter.kz, в законодательство планируют внести следующие поправки:
· Декларировать придется весь объем товаров электронной торговли независимо от стоимости и веса;
· Будет введена специальная декларация для товаров электронной торговли, которую смогут заполнять как операторы торговых площадок, так и сами получатели;
· Для посылок, превышающих беспошлинный порог, будет действовать импортная пошлина (предлагаемая ставка - 5%) и НДС согласно законодательству Казахстана.
Также в законодательстве появляются понятия «товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам» и «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами». Как пишет ресурс для бухгалтеров uchet.kz, «проект предусматривает создание нового правового института и вида деятельности в сфере таможенного регулирования - оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций».
Сколько казахстанцы тратят на маркетплейсах
В Казахстане можно купить товары на более чем десяти зарубежных площадках. Подробно мы рассказывали о них в материале «Короли маркетплейсов».
К маркетплейсам стран ЕАЭС можно отнести Wildberries , Ozon, Lamoda. Другие компании зарегистрированы в офшорах и имеют зарубежных бенефициаров. Например, популярной платформой Satu владеет зарегистрированная на Кипре компания Temania Enterprises Ltd., а учредителями являются украинские предприниматели, основатели маркетплейса Rozetka.
Эти компании зарегистрированы в Казахстане, а об объемах их продаж в стране можно судить по размерам налоговых отчислений. По данным Adata.kz, за 3 года работы в РК Wildberries (ТОО «ИМВБКЗ») выплатило в виде налогов 47 млрд тенге, ТОО «Озон Маркетплейс Казахстан» с 2021 года выплатило в бюджет 16 млрд тенге, ТОО «Мода с доставкой» (Lamoda) – 4,5 млрд тенге с 2015 года, ТОО «Рекламное агентство Сату. Кз» за этот же период выплатило 800 млн тенге.
Огромной популярностью у казахстанцев пользуются и китайские маркетплейсы, которые не делают вклад в экономику страны в виде налогов, например AliExpress. В 2024 году на рынок довольно агрессивно зашел маркетплейс Temu – интернет-магазин китайской компании электронной коммерции PDD Holdings. Ей владеет один из самых богатых людей Китая Колин Хуан, он же является основателем другого известного маркетплейса Pinduoduo. Переговоры об их официальном присутствии в стране уже ведутся, об этом недавно сообщал вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев. По его словам, главная цель переговоров — обязать компании соблюдать законы Казахстана, включая уплату налогов и ответственность за продаваемую продукцию.
Подписаться на @Shishkin_like