Этим вопросом озадачились депутаты Сената. 22 декабря на имя премьер-министра Алихана Смаилова поступил соответствующий запрос.
Группа сенаторов напомнила, что в своем Послании от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», президент Касым-Жомарт Токаев отметил:
«Необходимо обратить особое внимание на мошеннические действия, совершаемые через интернет и телефон. Правоохранительным органам необходимо усилить информационно-экспертную работу по выявлению таких угроз и пресечению преступлений».
Тем не менее в этом направлении практически не было предпринято никаких усилий, о чем говорит официальная статистика. Свидетель.KZ уже писал о том, сколько раз в этом году мошенники обманывали казахстанцев.
Финансовые потери растут
В 2021 году зарегистрировано 40 402 факта мошенничества, пострадало 39 671 человек, общий ущерб составил 120,3 млрд тенге.
В 2022 году зарегистрировано 42 813 фактов, пострадало 42 621 человек, ущерб – 97,3 млрд тенге.
За 9 месяцев текущего года зарегистрировано 36 462 факта мошенничества, пострадало 37 987 граждан, ущерб – 154,1 млрд тенге.
Сенаторы отметили, что по сравнению с предыдущим годом количество зарегистрированных мошенничеств уменьшилось на 15%, а финансовые потери пострадавших, наоборот, увеличились на 58%. Это значит, что мошенники перешли от количества к «качеству».
Вопрос сенаторов к банкам
Сегодня все банки сделали большой шаг в направлении цифровизации, расширяя возможности и комфорт для потребителей. Однако мошенники используют сервисы банков для своих преступных действий.
Почему банки, получая огромную прибыль, не работают над усилением кибербезопасности и защитой своих потребителей от мошенников?
Что требуют депутаты от правительства
Даже при задержании мошенника сложно возместить потери пострадавшим, поскольку чаще всего мошенник не имеет никакого имущества, записанного на его имя. Необходимо разработать алгоритм возмещения ущерба в таких случаях.
Для борьбы с мошенниками компетентным органам необходимо использовать современные подходы, чтобы показать высокий результат работы.
Для защиты потребителей от мошенников обслуживающие банки должны привести систему в порядок и поднять кибербезопасность на новый уровень.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ