top of page
Фото автораДядя Ваня

Почему Казахстан провалился на Олимпиаде-2024. Часть 2


Продолжаем разбираться, почему казахстанская делегация выступила на главных стартах четырехлетия во Франции не лучшим образом.

 

В первой части речь нашего анализа речь зашла о нерациональном финансировании и огромных тратах бюджетных денег на профессиональный футбол. Но есть и еще несколько веских причин, из-за которых буксует республиканская «машина» по воспитанию будущих чемпионов.

 

Провал в подготовке подрастающего поколения

 

Казахстан отстал от многих продвинутых стран в развитии массового спорта. В 2018 году на заседании правительства РК огласили результаты проводимых в стране президентских тестов. В них приняли участие без малого 5 миллионов наших соотечественников, в основном, школьники и студенты. Они сдавали тесты по бегу, прыжкам в длину, плаванию, подтягиванию на перекладине и т.д. Итоги оказались неутешительными. Республиканский норматив выполнили всего 6,4% участников! С тех пор минуло 6 лет. Судя по всему, результаты в целом по стране особо не изменились.

 

В Казахстане ученики с 1 по 11 классы в среднем занимаются на уроках физической культуры по 3 часа в неделю. Для примера, в США и Великобритании предусмотрены ежедневные занятия (по 1 ч). В Германии на вооружение взяли некогда популярную в СССР систему ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). В ФРГ школьные соревнования проводятся по двум федеральным программам: «Игры молодежи» и «Молодежь тренируется для Олимпиады». Турниры организовывают сначала на городском, затем на районном и земельном уровнях по 12 основным олимпийским видам спорта. Всенародное движение стало основной многоступенчатой системы школьных спортивных соревнований Германии и отбора наиболее перспективных ребят.

 

Также в ФРГ разработана специальная система для любителей спорта всех возрастов. Любой желающий старше 18 лет может стать нормативы и в зависимости от результатов получить «золотой», «серебряный» или «бронзовый» знак отличия для непрофессиональных атлетов – «Немецкий спортивный значок», приравнивающийся к государственной награде.


В Казахстане слабо развиты клубная и студенческая системы, которые могли бы помочь атлетам адаптироваться при переходе из молодежного во взрослый профессиональный спорт. Дело в том, что лишь малая часть выпускников детско-юношеских спортивных школ после завершения обучения попадают на ставки в национальные сборные и продолжают карьеру. Из-за отсутствия дальнейшего финансирования многие перспективные ребята остаются невостребованными и вынуждены уходить из профессионального спорта.

 

Почему узбекский бокс стал лучшим в мире

 

С 1996 по 2016 годы бойцы сборной Казахстана обязательно возвращались домой с золотыми медалями Олимпийских игр. Впервые традиция нарушилась в 2020 году в Токио (2 «бронзы»). Затем случился очередной провал на Играх-2024 в Париже (1 «серебро», 1 «бронза»). По возвращению из Франции президент федерации бокса РК Шахмурат Муталип признал, что назрела серьезная реформа.

 

Как отмечают эксперты, одна из главных проблем отечественных бокса – отсутствие преемственности. Олимпийские призеры не спешат передавать опыт подрастающему поколению, чаще всего пересаживаясь в чиновничьи кресла. Одним из исключений можно считать поступок чемпиона Олимпийских игр-2008 по боксу Бахыта Сарсекбаева. В 2014 году он возглавил экспериментальную сборную РК, сформированную из 18-21-летних бойцов. Однако, дружина долго не просуществовала. После расформирования команды титулованному бойцу пришлось уйти в бизнес.

 

Тем временем, соперники не дремлют. Сборная Узбекистана становится лучшей по числу завоеванных наград третью Олимпиаду подряд. И, судя по всему, в ближайшие десятилетия наши соседи не намерены сдавать завоеванные позиции. Так в чем же секрет узбекского бокса?

 

Развитие этого вида единоборств контролируется в Узбекистане на государственном уровне. В апреле 2021 года президент республики Шавкат Мирзиеев подписал два документа: постановление «О мерах по дальнейшему развитию бокса», а также «Концепцию развития бокса до 2025 года». В Андижанской, Бухарской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях распахнули двери специализированные детско-юношеские боксерские школы. В отстающие регионы делегированы опытные наставники сроком от 2 до 5 лет. Для удобства тренеров, в Узбекистане введена единая электронная система регистрации бойцов всех возрастов.

 

Также Федерацией бокса Узбекистана утвержден «Национальный стандарт подготовки юных боксеров». Над ним трудилась бригада опытных кубинских экспертов во главе с профессором Карлосом Вильянуэвой, которого называют одним из основоположников современной школы бокса Острова свободы. На этом сотрудничество с кубинцами не закончилось. С юными талантами из Узбекистана уже несколько лет работают авторитетные тренеры Хуан Энрике Стейнерс и Хулио Ли Эчаварри, а также физиотерапевт Хесус Альберто Монтеро.

 

Отдельные виды спорта в РК сдают позиции

 

Легкая атлетика. Через четыре года в Лос-Анжелесе состоятся очередные Олимпийские игры. В США почти треть всех наград разыграют в водных видах спорта (49) и легкой атлетике (48). На Играх-2024 в Париже пакистанский метатель копья Аршад Надим лишний раз доказал, что в «королеве спорта» вполне реально выиграть медали с минимальными затратами. За полгода до выступления во Франции он искал спонсора, который бы профинансировал покупку копье (3 600 долларов). В Париже он метнул снаряд на 92 метра и занял первое место.

 

Зато в Казахстане легкая атлетика с каждым годом теряет свои позиции на мировой арене. В 1996 году в Атланте нашу страну представляли 17 спортсменов. На Играх-2024 в Париже – всего 7. Из них двое – натурализованные кенийки. Причины регресса банальны.

 

Во-первых, в Казахстане остался всего один сертифицированный стадион! Он располагается на базе Олимпийской подготовки под Алматы и предназначен для тренировок спортсменов из национальной сборной РК. Поэтому юным атлетам туда не попасть. Одно время спасала Центральная арена Южной столице. Однако один из старейших спортивных объектов города в ближайшей перспективе полностью переформатируют под нужды футбол. Вторая причина – несколько лет назад в казахстанской Академии туризма и спорта закрыли кафедру легкой атлетики!

 

О деградации королевы спорта в нашей стране можно судить по одному любопытному факту. В марте будущего года в Китае состоится чемпионат мира в закрытых помещениях. Розыгрыш наград состоится в 12 дисциплинах. Чтобы выступить на ЧМ-2025, легкоатлетам необходимо пройти предварительный отбор. У мужчин 8 квалификационных нормативов… превышают рекорды Казахстана, у женщин – 6!

 

Плавание. Похожая ситуация складывается в Казахстане и в водных видах спорта. В 2016 году на Играх в Рио-де-Жанейро сенсацию сотворил Дмитрий Баландин. Мало кто знает, что этот успех состоялся благодаря белорусскому специалисту Дмитрию Манцевичу. Он разработал для нашего брассиста индивидуальную программу подготовки к Олимпиаде. В 2018 году консультант сборной РК по плаванию ушел из жизни. Как отмечают его коллеги из Казахстана, складывается ощущение, что в национальной команде нашей страны… до сих пор тренируются по тем же лекалам, которые прописывались только для будущего Олимпийского чемпиона.

 

Тяжелая атлетика. В этом некогда успешном для Казахстана виде спорта в последнее время случился настоящий крах. В период между токийской и парижской Олимпиадами Национальный антидопинговый центр РК дисквалифицировал за употребление допинговых препаратов аж 36 тяжелоатлетов! Это 47,3% всех отечественных спортсменов, попавших в черный список с 2022 по 2024 годы. Самый распространенный препарат, на котором ловились наши штангисты - селективные модуляторы андрогенных рецепторов (SARM). Они использоваться спортсменами для повышения физической выносливости, увеличения мышечной массы и уменьшения подкожного жира, потенциально производя эффекты, сходные с анаболическими стероидами. Не мудрено, что после такой чистки в республике не осталось ни одного «чистого» тяжелоатлета, способного отобраться на Олимпийские игры-2024 в Париже.

bottom of page