Почему казахстанский штурман больше ни ногой на «Дакар»
- Дядя Ваня
- 4 февр.
- 3 мин. чтения

В начале нынешнего года в знаменитом ралли-рейде «Дакар-2025» в классе внедорожников принял участие белорусско-казахстанский экипаж в составе Андрей Голобородько (пилот) и Алексея Муна (штурман). Однако, до финиша одного из самых престижных марафонов в мире они добраться так и не смогли.
Всему виной – нелепая случайность. Во время прохождения 10-го этапа экипаж допустил столкновение с дюной. В результате чего казахстанский пилот получил серьезную травму спины. Автогонщики решили не рисковать и отказались от продолжения гонки.
«Дядя Ваня» созвонился с опытным казахстанским штурманом Алексеем Муном и узнал, почему он больше не хочет выступать на «Дакаре».
Неожиданное предложение
В активе 40-летнего уроженца Мангистауской области есть немало побед на престижных ралли-рейдах. Среди них - «Шелковый Путь-2017» и «Туркментезертрейс-2018», в которых он вместе со своим земляком Кириллом Черненковым из Aktau Motorsport первенствовали в классе внедорожников. Однако, участвовать на «Дакаре» казахстанцу довелось впервые.
- За 3 недели до старта «Дакара-2025» на меня вышел белорусский бизнесмен Андрей Голобородько с предложением выступить на супер-ралли рейде в качестве штурмана, - начал наш разговор Алексей Мун. – Задача – проехать всю гонку. Предложение оказалось неожиданным и заманчивым. Тем более, что оно подкреплялось солидной денежной премией по итогам соревнований. Плюс – будущий напарник оплатил мне все транспортные расходы. Ранее Андрей Голобородько в 2021 году пробовал покорить «Дакар», но по техническим причинам не смог добраться до финиша. Когда я познакомился с белорусским бизнесменом, то сразу понял, что мы с ним споемся. В опаснейшую гонку отправились на его внедорожнике «Тойота-Хайлюкс». На самом «Дакаре» меня приятно удивила организация ралли-рейда и хорошая кухня. Но так было только вначале соревнований.
Деньги - рулят!
Сама гонка состояла из 12 этапов и проходила по территории Саудовской Аравии. Что касается трудностей, то их пришлось преодолеть немало. Первое время все складывалось без серьезных эксцессов. Единственное, что очень напрягало - дорожные камни и крайне опасная езда по дюнам. Да еще в темное время суток.
- Ты не видишь, где край этого бархана и можно легко кувыркнуться, - объяснял Алексей Мун. – Создавалось впечатление, что организаторы специально «выбивают» из гонки новичков за счет таких тяжелых условий, тем самым освобождая дорогу фаворитам. Профи же стартовали пораньше, да и гоночные автомобили у них помощнее. Поэтому записные лидеры успевали финишировать еще засветло. Некоторые спецучастки на «Дакаре-2025» составляли почти тысячу километров по бездорожью без техобслуживания! На «Шелковом Пути» в этом смысле ехать было гораздо удобнее и интереснее. Там я получал удовольствие от гонки, на «Дакаре» - нет! В итоге на 10-м этапе мы все-таки «попали»!
Проехать «Дакар» и не умереть!
- ДТП случилось третьем километре после старта, - рассказывал Алексей Мун. – Сначала шла ровная трасса, а потом начались дюны. Я кричу пилоту: «Осторожнее»! И вдруг чувствую, что мы летим, а затем внедорожник зарывается носом в песок. Меня пронзила сильная боль в спине. Тем не менее я сумел выбраться из кабины, немного продышался. И мы решили продолжить движение. Удивительно, но Андрей Голобородько отделался лишь легким испугом. Кое-как мы добрались до финиша. Организаторы сначала отправили меня на обследование в медпункт, а уже оттуда самолетом доставили в госпиталь в Эр-Рияде. Я же до последнего надеялся, что мы сможем продолжить гонку. Но врачи диагностировали трещину в позвоночнике и меня отправили восвояси.
Домой Алексей Мун прибыл уже 18 января. Больше месяца ему приходится носить специальный жесткий корсет и соблюдать постельный режим. Автогонщик проконсультировался с опытными травматологами из Казахстана и России. Медики обнадежили, что лечение займет еще месяца два. Потом же он сможет продолжить полноценную жизнь.
Кстати, несмотря на невыполненную задачу на «Дакаре», белорусский бизнесмен полностью расплатился со своим штурманом. Как рассказывает казахстанский автогонщик, от знаменитой гонки у него остались не очень приятные воспоминания. Поэтому следующий раз он обещает сто раз подумать, прежде чем ввязаться в опаснейшую авантюру.