top of page

Почему по казахской традиции имя первому ребёнку даёт не мать?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 27 авг. 2024 г.
  • 3 мин. чтения



На прошлой неделе известная актриса и продюсерка Баян Алагузова рассказала о своей давней мечте назвать дочь Алисой и о том, что первым двум детям ей не дали дать имена. Потому что по казахским обычаям такую возможность получают родители мужа.


Телеграм-канал Ayel решил разобраться в этой и другой традициях, связанных с именами.


Действительно, у казахов и других кочевых народов сильна возрастная иерархия. Уважение старших как хранителей истории и мудрости – мастхев любого воспитания. На этом фоне, чтобы показать почтение к более возрастным родственникам (чаще родителям мужа), им давалась возможность назвать ребёнка.


Например, кандидат исторических наук Сауле Уалиева в книге «Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции 26-27 сентября 2013 г.» пишет:


«В том случае, если родители молоды и желают проявить уважение (оказать честь – традиция у казахов), предоставляют право выбора имени новорожденного ребёнка близким родным, авторитетным людям в роду».


Стоит отметить, что в своей работе она анализирует имена детей от браков с разными национальностями.


В последнее столетие этот подход из уважения стал своего рода трендом, так как бабушки и дедушки считают это проявлением любви к ним.


Причём речь идёт не только о первенцах, но и других детях, так как зачастую на то, чтобы назвать ребёнка, выстраивается очередь из родителей мужа, родителей жены, великовозрастных глав семьи. Правда, этот момент проявления «почтения» иногда обходят, так как имена порой не нравятся родителям. Среди знакомых и родственников полно историй, когда родители, проигнорировав предложения «авторитетов», именовали детей на своё усмотрение. Как правило, после двух недель обид ситуация налаживалась (сейчас речь не об абсолютно абьюзивных семьях, где перегибы доходят до рабства невесток).

Кстати, как и у многих других народов, казахи считали, что имя имеет свою сакральную ценность. Зная его, можно было повлиять на человека.


Поэтому вплоть до XX века была распространена идея называть человека по прозвищу. Это, верили, спасало от сглаза. Причём нередко прозвище получилось по деянию. Например, Кабанбай батыр (Ерасыл) получил своё прозвище, когда в юности на берегу озера Зайсан убил копьём напавших на людей диких кабанов.


Знаменитый режиссёр Шакен Айманов и его брат – артист театра и кино Каукен Кенжетаев – на самом деле Шахкарим и Абдрахим.


«Когда я вырос, спросил у матери Жамал: «Абдикерим стал Абданом, а Шахкарим стал Шакеном, потому что эти имена созвучны. Как же я, Абдрахим, превратился в Каукена?». Покойная мать тогда ответила: «Совсем маленьким ты часто плакал и издавал звук, похожий на «каук», вот и стал ты у нас зваться Каукен», – вспоминал Каукен Кенжетаев.  


Также существовала традиция давать имена в честь великих. Чтобы ребёнок в будущем вырос важным человеком, ему давали имя известного предка. Считалось, что вместе с именем передаются и качества исторической личности, будь то полководец или поэт. Кроме того, считалось, что предок защитит носителя своего имени от зла и бед.


Любопытно, что имена в честь живых людей старались не давать. Считалось – это к беде. Мол, человек ещё не прошёл свой путь, а по его пути отправляют другого.


В семьях, где высок уровень младенческой смертности или рождался слабый ребёнок, старались давать неказистые и странные имена, вроде «Ултарак» («Стелька»). В статье Tengrinews.kz историк Салтанат Асанова рассказала: казахи верили: это обманет злых духов, они не заберут младенца и тот проживёт долгую жизнь.


Отдельного внимания заслуживает традиция называть детей «Үшкемпір» («три старухи»). Ещё один способ защитить слабого при рождении ребёнка – провести его под подолом нескольких великовозрастных женщин.


В имена часто закладывали часть благословения. Например, «Отарбай» (пусть будет богатым на отару овец – пусть будет богатым), Ханшайым (правительница/госпожа – пусть будет богатой и властной) и т.д.


И, разумеется, нельзя обойти традицию, которая хорошо демонстрирует гендерные перекосы.Когда в семье рождаются одни девочки (потому что у мужчины мало сперматозоидов с Y-хромосомой), девочек называли «Улболсын» или «Кызжетер» – дословное пожелание того, чтобы следующим родился мальчик. Возможно, где-то в XVIII веке это можно было объяснить тем, что в быту нужен был человек, который возьмёт на себя большую часть тяжёлого физического труда.

Сейчас, однако, подобная идея кажется архаизмом.  


К слову, не все имена с «Ул» означают «мальчик». Улпан, например, мягкая и пушистая, как белый снежок с тюркского, либо с персидского – пламя.


Между тем примечателен тот факт, что тюркские имена в подавляющем большинстве гендерно нейтральные. Уже в относительной современности встречаются стереотипы о том, что «Гуль» и «Ай» – это женские части, а «Бек» и «Батыр» – мужские. Это не так, мужчины могут носить имена Айжан и Айнур, а девушки – Бакытжан или Айхан.


Автор: Алтыншаш Жырау



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page