В начале 2024 года Касым-Жомарт Токаев дал обширное интервью республиканской газете «Egemen Qazaqstan». В ходе этой беседы были затронуты различные темы: от январских событий и двоевластия до политических и экономических реформ.
Свидетель.KZ решил разобрать это интервью с точки зрения того, как президент Казахстана оценивает правовые тенденции в стране и как относится к нововведениям в этой сфере.
О закредитованности населения
По данным Первого Кредитного Бюро, портфель кредитования физических лиц в Казахстане по состоянию на 1 октября 2023 года составил 18,5 трлн тенге. При этом на 1 октября 2023 года действующие кредиты имело около 8 млн 508 тыс. казахстанцев. Это почти на 379 тыс. человек больше, чем в начале 2023 года.
Президент заявил о серьезной обеспокоенности закредитованностью граждан, поскольку это влияет «на социальное самочувствие людей и стабильность финансовой системы». Он напомнил, что в 2019 году был издан президентский указ о сокращении долговой нагрузки граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В результате кредиты были списаны полумиллиону казахстанцев.
– В своем прошлогоднем Послании я поручил правительству принять новые системные меры для кардинального исправления ситуации, которая в основном связана с низкой финансовой грамотностью граждан. С другой стороны, очевидно, что нужно ужесточать регулирование потребительского кредитования и деятельности коллекторских компаний, – сказал президент Казахстана.
Что уже сделано:
За последние годы в 5 раз увеличены требования к банкам и МФО по объему капитала потребительского кредитования.
Введен запрет на получение новых займов при наличии просрочки по кредитам.
Введен запрет на начисление вознаграждения по всем кредитам после 90 дней просрочки.
На постоянной основе проводятся проверки коллекторских агентств.
Кроме того, президент поддерживает внесенные в мажилис поправки в законодательство о кредитовании, которые приведут к:
ужесточению требований к МФО, коллекторским агентствам и банкам;
ограничению продаж кредитов коллекторам;
расширению полномочий банковского омбудсмена.
О митингах
Еще в 2020 году был принят новый закон о митингах, который упростил механизм выражения общественной воли. С тех пор, чтобы провести митинг, необходимо:
подать заявление в акимат, заявление носит уведомительный характер,
оповестить участников,
провести разъяснительную работу с участниками,
обеспечить общественный порядок.
При этом президент четко расставил акценты, что «мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться».
– В стране должен царить закон – это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
О Конституционном суде
Надо отметить, что ровно год назад свою работу начал Конституционный суд. Его главным отличием от Конституционного Совета является наличие прямого доступа граждан. Теперь граждане могут напрямую обращаться в этот орган и оспаривать конституционность законов и иных нормативных актов, которые затрагивают их права и свободы, закрепленные в Конституции.
Президент считает, что Конституционный суд является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции.
- Решения Конституционного суда имеют окончательную силу, даже президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан, - уверен Токаев. - Любые изменения и дополнения в Конституцию могут вносится на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного суда.
О семейно-бытовых преступлениях
Что уже сделано по поручению президента для профилактики и пресечения подобных преступлений:
Введена специализация женщин-следователей по расследованию насильственных преступлений, совершенных против женщин и детей.
Восстановлен штат и усилена деятельность подразделений МВД по защите женщин от насилия.
С 1 июля 2023 года полиция перешла от заявительного на выявительный характер регистрации семейно-бытовых правонарушений.
Усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие.
Устранена возможность повторного примирения сторон, чтобы исключить давление на пострадавших.
Президент поддерживает законопроект (находится в мажилисе), в котором будут предусмотрены новые меры по противодействию семейно-бытовому насилию:
за умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью в статьях 106, 107 и 110 УК исключено наказание «Ограничение свободы». Вместо этого виновных будут лишать свободы на срок от 3 до 15 лет в зависимости от тяжести деяния;
статья 110 «Истязания» дополняется примечанием о «систематичности». Правонарушение будут считать систематическим, если оно совершено не менее двух раз в течение года или не менее 3 раз в течение 3 лет;
в статье 54 КоАП вводится норма о судебном выселении агрессора за насилие в семье. Ранее это было возможно только при наличии у агрессора альтернативного жилища;
предусматривается применение судом обязательной психологической помощи, направленной на изменение агрессивного поведения правонарушителя.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ