Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков подготовило проект постановления, которым вносятся изменения в ряд нормативно- правовых актов (НПА), касающихся банковской деятельности.
В основном поправки накладывают на банки дополнительные обязанности по борьбе с мошенничеством.
Если ранее банк был обязан до заключения договора через интернет вносить данные об абонентском номере сотовой связи клиента и после провести биометрическую идентификацию, то теперь перед биометрией банк обязан направить на указанный номер одноразовый пароль.
Вместе с кредитным договором банки будут обязаны предоставлять клиенту следующую информацию:
срок предоставления банковского займа;
предельную сумму и валюту;
вид ставки вознаграждения: фиксированная или плавающая, порядок расчёта в случае, если ставка вознаграждения является плавающей;
размер ставки вознаграждения в годовых процентах и её размер в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость);
полный перечень и размеры комиссий, тарифов и иных расходов, связанных с получением и обслуживанием (погашением) кредита;
ответственность и риски клиента в случае невыполнения обязательств по договору;
ответственность залогодателя, гаранта, поручителя и иного лица, являющегося стороной договора об обеспечении займа.
На главной странице мобильного приложения банков должен появиться однозначно идентифицируемый клиентом функционал для подачи жалобы на мошеннические действия в отношении клиента.
Как отмечается, данная поправка обеспечивает быстрый механизм информирования клиента о мошенничестве.
Банки обяжут создать систему «Управления рисками», в которую в обязательном порядке должны входить:
политика и процедуры по борьбе с мошенничеством;
система управленческой отчётности;
информационные технологии, в том числе антифрод-система банка.
Антифрод-подразделения банков будут связаны с антифрод-центром Нацбанка круглосуточно, чтобы отслеживать факты кредитного мошенничества в режиме реального времени.
Список минимальных функций антифрод-подразделений довольно внушительный, насчитывает 19 пунктов, среди них:
Разработка плана мероприятий по реализации стратегии банка по противодействию мошенничества.
Внедрение превентивных способов, моделей, технологий и процессов противодействия мошенничеству.
Внедрение, функционирование и непрерывное улучшение процессов противодействия мошенничеству и цифровых каналов предоставления финансовых продуктов или услуг.
Оценка бизнес-процессов и внедряемых финансовых продуктов и или/услуг на предмет рисков мошенничества.
Выявление и аналитика внешних и внутренних данных, а также предупреждение новых схем мошенничества.
Формирование списков подозреваемых в мошенничестве и списка мошенников.
Осуществление мониторинга подозрительных операций, подозрительного поведения клиентов, работников и третьих лиц.
Фото: shutterstock.com/ PeopleImages.com - Yuri A
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ