top of page
Фото автораПолитпросвет.kz

«Работающие бедные», жизнь на пособия, неэффективные программы занятости

О чем говорили на правительственном часе в парламенте

 

Сегодня в мажилисе прошел правительственный час на тему «Развитие рынка труда и укрепление кадрового потенциала Казахстана», в ходе которого министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова рассказала об основных показателях рынка труда в Казахстане.


По ее словам, несмотря на экономический кризис, пандемию COVID-19, а также ряд внутренних вызовов, которые Казахстан пережил за последние 5 лет, на рынке труда удалось сохранить стабильность. К примеру, один из ключевых показателей – рабочая сила – за 5 лет вырос на 420 тыс. человек.

 

- С одной стороны, это следствие того, что население Казахстана остаётся одним из наиболее «молодых» в мире. С другой – положительное влияние оказывают меры по поддержке занятости и развитию новых рабочих мест, стимулированию предпринимательской деятельности, – считает Светлана Жакупова.

 

Но, несмотря на стабильный рост, на рынке труда, по словам министра, имеется ряд уязвимостей.

 

Первая – это создание предложений на рынке труда. Несмотря на предпринимаемые государством меры по стимулированию экономики, вклад частного бизнеса в создание новых рабочих мест составляет всего около 20%. Соответственно, прирост рабочих мест обеспечивается низкопродуктивными отраслями и государственным сектором.

 

Вторая – высокий уровень неформальной занятости. В 2023 году объем фонда оплаты труда, рассчитанный по данным фактических пенсионных отчислений, составил 20 трлн тенге, а по оценкам Бюро национальной статистики – 38 трлн тенге. Наибольшее расхождение наблюдается в таких сферах, как торговля, сельское хозяйство и недвижимость.

 

Третья уязвимость – это растущая потребность экономики в кадрах со средним профессиональным образованием. При этом наблюдается несоответствие между спросом со стороны бизнеса и предложением рабочей силы. Спрос на специалистов с профессионально-техническим образованием на 70% превышает потребность в выпускниках с высшим образованием. Однако среди тех, кто ищет работу, количество специалистов среднего и высокого уровня квалификации остается одинаковым.

 

Четвертая – неудовлетворительное качество рабочей силы, причем как текущей, так и будущей.

 

По словам главы Минтруда, для улучшения ситуацииее ведомством были определены 5 основных направлений работы:


повышение эффективности государственных инвестиций;


увеличение количества качественных рабочих;


усиление кадрового потенциала;


формализация занятости;


развитие экосистемы занятости.

 

- Наша ближайшая стратегическая цель – создание к 2030 году сбалансированного рынка труда. В цифровом эквиваленте это значит: наличие 3,8 млн качественных рабочих мест в экономике; рост доходов выше медианной зарплаты у 1,7 млн человек; снижение до 15% неформальной занятости; нахождение нашей страны в десятке лучших в мире по индексу оказания социальных онлайн-услуг, – резюмировала Светлана Жакупова.

 

В ходе заседания депутат мажилиса Анас Баккожаев затронул вопрос сознательного отказа некоторых казахстанцев от работы. К примеру, в сельской местности вакансий хватает, но многие люди предпочитают оформляться в качестве безработных и получать пособия от государства. 


Отвечая на его вопрос, Светлана Жакупова привела в пример вакансию сварщика с зарплатой в 600 тыс. тенге в селе Сергеевка Северо-Казахстанской области.

 

- На такую работу не идут люди. Это, в первую очередь, начинается с семьи. Стремление к работе и труду нужно закладывать в семье. В Китае дети учатся в две смены и спят в школе. Они с малого возраста привыкли трудиться. А сейчас мы свидетели тому, что человеку дают зарплату в 300 тыс. тенге, но он отказывается. Граждане без образования требуют зарплату в 800 тыс. тенге, – посетовала министр.

 

По ее мнению, эти вопросы нужно решать с помощью не только воспитательной и идеологической работы, но на законодательном уровне.

 

- …мы считаем, нужно ужесточать законодательство, когда человек отказывается от работы, - заявила Светлана Жакупова.

 

Позже в кулуарах мажилиса глава Минтруда уточнила, что она имела в виду под ужесточением законодательства.

 

- Если человек претендует на меры государственной поддержки в рамках, например, назначения адресной социальной помощи, то, соответственно, лицо, которое отказалось от представленной работы… Мы же ему даём возможность, даём работу, назначаем АСП, он говорит: «Я ещё работать буду, что ли? Не буду работать, буду получать АСП». Мы ему говорим, что назначения АСП не будет, – приводит слова министра Informburo. 

 

Депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов в своем выступлении поднял проблему так называемых «работающих бедных». Он рассказал, что недавно в такси разговорился с водителем, который работал инженером-гидрологом, однако из-за низкой зарплаты вынужден был пойти таксовать.

 

- С такой гордостью и знанием дела он рассказывал о своей работе, об инженерных объектах, которые помогают управлять водными ресурсами. А потом сказал с грустью: «Вы же меня понимаете, сегодня мне надо кормить семью, выплачивать кредиты. Как бы я ни любил свою специальность, но на зарплату инженера-гидролога далеко не уедешь». Эта история – не частный случай, а отражение глубинных проблем нашего рынка труда, - сказал депутат.

 

По его словам, сегодня многие казахстанцы работают полный день, но их зарплаты не позволяют им выйти за грань уровня бедности. В основном это касается работников госсектора: библиотекарей, бухгалтеров, технического персонала и т.д.

 

- Это создаёт социальные риски, – уверен депутат.

 

Как сообщил Асхат Аймагамбетов, с 2008 года в Казахстане было принято 5 программ занятости, однако ощутимых результатов они не принесли и в основном носили временный характер.

 

- С 2008 по 2024 год на реализацию мер занятости только из госбюджета было израсходовано 1 трлн тенге. По отчетам акиматов и министерств, ежегодно в среднем трудоустраивалось около 900 тыс. человек. Такими темпами проблема безработных и самозанятых должна была быть уже давно решена. Тем не менее уровень безработицы упрямо держится на одном уровне последние 10 лет. Вообще, когда речь идет о статистике по трудоустройству, невольно начинаешь в ней сомневаться. Посудите сами: по итогам 2023 года трудоустроено 963 тыс. человек. Но при этом количество безработных составляет всего 445 тыс. человек. То есть получается, что трудоустроили в 2 раза больше людей, чем было безработных, - сказал депутат.

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

コメント


bottom of page