Сенат вернул в мажилис проект нового Бюджетного кодекса
- Политпросвет.kz
- 6 февр.
- 2 мин. чтения
Сегодня сенат рассмотрел в первом чтении проект нового Бюджетного кодекса, который вносит значительные изменения в бюджетную политику страны. Документ направлен на упрощение бюджетного процесса, усиление контроля загосударственными расходами и расширение финансовой самостоятельности регионов.
Основные нововведения
Оптимизация бюджета и долгосрочное планирование:
бюджетное планирование расширяется до 10 лет, что позволит учитывать крупные инфраструктурные проекты вроде строительства метро или магистралей;
упрощены бюрократические процедуры, ускоряющие финансирование стратегически важных проектов.
Госинвестиции и новые бюджетные правила:
вводится строгий запрет на перераспределение средств госинвестиций: деньги, выделенные на инфраструктуру, не могут быть использованы на другие цели;
3% доходов от лотереи планируется направлять на развитие креативных индустрий;
▪️внедряются новые инструменты управления госфинансами для сохранения финансовой стабильности и контроля долговой нагрузки государства.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессии:
▪️закон о концессиях отменён, механизмы ГЧП будут регулироваться единым законодательством;
▪️вводятся двухэтапные конкурсы для сложных инфраструктурных проектов по международным стандартам;
▪️частным инвесторам снижены финансовые требования: достаточно будет подтвердить 10% стоимости проекта вместо 20%.
Усиление финансовой самостоятельности регионов:
▪️регионы смогут напрямую получать поступления от таких источников, как налоги на игорный бизнес и цифровой майнинг, экологические сборы, госпошлины за лицензии и т.д.;
▪️доля налоговых поступлений в местных бюджетах вырастет за счёт передачи корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса;
▪️акиматы смогут перераспределять до 20% бюджета без необходимости согласования с центральными органами;
▪️маслихаты получат право отменять или снижать арендную плату за коммунальное имущество, к примеру, для малого бизнеса и социальных проектов;
▪️будет разрешена передача имущества между акиматами разных уровней, например, между городом и областью.
➡️ Сенатор Амангельды Нугманов в ходе обсуждения поднял вопрос о высокой зависимости большинства регионов от дотаций.
- На 2025 год из 20 регионов только три (Атырауская область, Астана и Алматы) стали донорами республиканского бюджета. Усилия по выравниванию уровня развития регионов пока не приносят должного эффекта, - сказал он.
По словам депутата, ВВП на душу населения в Казахстане за январь-сентябрь 2024 года составил 4,2 млн тенге. Однако этот показатель существенно варьируется по регионам. В частности, лидерами являются Атырауская область (13,9 млн тенге), Алматы (7,3 млн тенге) и Астана (6,3 млн тенге), тогда как в аутсайдерах остаются Туркестанская область (1,5 млн тенге), Жамбылская область (1,8 млн тенге) и область Жетісу (2,0 млн тенге).
➡️ По мнению Нугманова, финансовая независимость регионов невозможна без повышения компетенции местных исполнительных органов. Он призвал следовать принципу: «больше прав – больше обязанностей, больше самостоятельности – больше ответственности».
➡️Депутаты в целом согласны с концепцией кодекса, но предлагают внести около 90 поправок. Среди них:
▪️усиление мониторинга бюджетных расходов иконтроль их эффективности;
▪️обязанность Минфина раскрывать объем налоговых льгот, которыми воспользовались налогоплательщики, что позволит определить, какие из них действительно эффективны, а какие - нет;
▪️бюджетные инвестиции можно будет направлять не только на объекты в пределах населённых пунктов, но и за их пределами (например, на тепломагистрали и водоснабжение);
▪️субсидирование строительства и ремонта водохранилищ и защитных сооружений;
▪️создание дополнительных программ финансирования для восстановления пастбищ и сельских дорог.
➡️ С этими и другими поправками сенат вернул законопроект в мажилис для доработки.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz